Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

 

Сайт логопеда Силиной Татьяны Сергеевны

Zapis' na priem k logopedu

 

 

Приём ведет Силина Татьяна

Речь детей с синдромом Дауна. Как её развивать?

Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года—это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас. Логокоррекционная работа с ними отличается очень длительным периодом автоматизации звуков в связной речи. Ребёнок может правильно произносить отдельное слово, называя предмет или действие, но в речевом потоке пропускать и искажать звуки, переставлять слоги.

Некоторые дети с синдромом Дауна, несмотря на то, что начинают говорить позже общепринятых сроков, то есть после трёх лет, самостоятельно овладевают речью. Обычно они имеют проблемы с артикуляцией, но, тем не менее, могут легко общаться с окружающими. Часть детей требует безотлагательной логопедической помощи, они постепенно овладевают тем, чему их учат. А определённый, малый, процент «солнечных» деток остаются молчунами.

Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы, как:

1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом; 2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.

Между отечественными учёными-логопедами по сей день ведутся дискуссии по поводу того, может ли быть алалия при сниженном интеллекте. А зарубежные логопеды вообще не пользуются этим термином, такого диагноза у них нет. Есть оральная апраксия. И тут я соглашусь с зарубежными коллегами. При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще—их сочетание.

Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мыш.

Апраксия -- состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом.

Также существуют анатомические факторы:

- высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

- особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

- открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

- маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

- относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Учитывая возможность возникновения у ребёнка с синдромом Дауна дизартрии, конечно же, есть смысл с самого раннего возраста делать ему логопедический массаж, чтобы к моменту появления речи свести к минимуму дефекты звукопроизношения. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.

Дети с дизартрией, как правило, допускают в своей речи одни и те же ошибки. То есть, если вместо слова «ручка» ребёнок произносит «люська», то он говорит так в любой ситуации, всегда.

Для детей с апраксией свойственна проблема программирования речи, поэтому они могут переставлять звуки в слове и делать это каждый раз по-иному, иногда произнося слово правильно. Для апраксии характерны следующие внешние признаки:

- ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;

- непоследовательность ошибок в речи;

- ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;

- ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;

- проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;

- ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;

- отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.

Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться. Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы. Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.

В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать. Во время занятий не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Пусть ваша радость за успехи ребёнка, а также сам результат его трудов будет основной наградой за приложенные усилия. Главное, запомните, что такого явления, как «речь детей с синдромом Дауна» не существует, у всех деток с этим диагнозом разные речевые трудности. Кому-то нужно всего лишь исправить произношение нескольких звуков, а кого-то – научить разговаривать с нуля.

 

Комментарии  

 
0 #11 Halima 25.11.2018 04:09
Здравствуйте, мальчик Дауна, 5 лет, единственное что он говорит это 'ма', понимает все, но вместо всех звуков произносит всегда 'а', нижняя губа свисает, язык тоже, его мама говорит, что до этого с ним никто не занимался. Как быть, подскажите пожалуйста?!
Цитировать
 
 
+1 #10 Логопед 11.11.2016 19:33
Цитирую Лера6677:
Здравствуйте! Моей сестре уже 6 лет ,у нее синдром дауна и она разговаривает отдельнвыми наборами звуков. Нормально говорить не может но она все все понимает. Только вот говорить не может( какие упражнения посоветуете?

Здравствуйте. Заочно ничего посоветовать не могу. Скажу одно - работа по обучению речи заключается не в упражнениях. Если хотите научиться работать с сестрой, привозите её на консультацию, смогу подсказать и научить. Иначе никак, к сожалению.
Цитировать
 
 
0 #9 Логопед 11.11.2016 19:28
Цитирую Наталья:
Добрый день!Мальчик 6 лет вообще не произносит ни каких слов только мычит и произносит отдельные звуки.Ездим на занятия к логопеду-дефектологу два раза в неделю но прогресса видимого пока нет.Видно что ребенок очень хочет говорить психует из за этого но увы.Посоветуйте пож-ста может я сама с ним смогу в домашних условиях заниматься.Живем в деревне ездить на занятия далеко поэтому два раза занимаемся

Здравствуйте. Я уверена, что сможете заниматься сами. Хорошо обученный родитель - это лучший учитель. Но я не видела Вашего ребёнка и не знаю, почему именно он не говорит. Если сможете хоть раз приехать на консультацию, я помогу советом и научу Вас работать с ребёнком.
Цитировать
 
 
0 #8 Логопед 11.11.2016 19:23
Цитирую Костя:
Здравствуйте.Девочке 7 лет синдром дауна,всё что говорит ето 'ма, обрашаясь к маме 'па'к папе и конешно издаёт не мало звуков.Всё что просим делает тоесть понимает и реагирует конечно не всегда.Гипер активная упрямая и настойчивая.К серьёзным специалистам не ходили.Подскажите пожалуйста как быть дальше с речью.Заранее огромное спосибо.

Здравствуйте. Честно говоря, удивлена, что вопрос Вас заинтересовал в 7 лет, когда потеряно уже очень много времени. Даже не знаю, что Вам подсказать теперь. Понятное дело, что заниматься нужно, но не с кем попало, а именно искать серьёзного специалиста, умеющего работать с такими детьми. Но Вы должны понимать, что гарантии и прогнозы давать будет трудно, а дистанционно вообще невозможно ни о чём говорить. Если у Вас есть возможность, привозите ребёнка на консультацию. При личной встрече смогу рассказать, как работать с ребёнком, что делать с речью.
Цитировать
 
 
+1 #7 Наталья 03.11.2016 09:17
Добрый день!Мальчик 6 лет вообще не произносит ни каких слов только мычит и произносит отдельные звуки.Ездим на занятия к логопеду-дефектологу два раза в неделю но прогресса видимого пока нет.Видно что ребенок очень хочет говорить психует из за этого но увы.Посоветуйте пож-ста может я сама с ним смогу в домашних условиях заниматься.Живем в деревне ездить на занятия далеко поэтому два раза занимаемся
Цитировать
 
 
0 #6 Лера6677 20.09.2016 15:07
Здравствуйте! Моей сестре уже 6 лет ,у нее синдром дауна и она разговаривает отдельнвыми наборами звуков. Нормально говорить не может но она все все понимает. Только вот говорить не может( какие упражнения посоветуете?
Цитировать
 
 
+2 #5 Костя 28.08.2016 22:20
Здравствуйте.Девочке 7 лет синдром дауна,всё что говорит ето 'ма, обрашаясь к маме 'па'к папе и конешно издаёт не мало звуков.Всё что просим делает тоесть понимает и реагирует конечно не всегда.Гипер активная упрямая и настойчивая.К серьёзным специалистам не ходили.Подскажите пожалуйста как быть дальше с речью.Заранее огромное спосибо.
Цитировать
 
 
-1 #4 Логопед 17.08.2016 17:05
Цитирую Ольга8900:
Добрый день!Моему сыну 1,6 года,мы не говорим даже отдельные слова и только начали появляться какие-то звуки. Что посоветуете?Заранее спасибо за ответ :cry:

Здравствуйте. Простите за такую задержку с ответом. Речь у ребёнка с синдромом Дауна появляется значительно позже, чем у обычного малыша, поэтому не стоит бить тревогу по поводу того, что в полтора года нет речи. Но лепетать какие-то звуки, пусть даже не называть ими предметы, а просто что-то произносить, ребёнок обычно может. Если же такого нет, то рекомендую проверить слух сначала. Важно исключить тугоухость. Если будут вопросы, пишите мне лучше на эл.почту.
Цитировать
 
 
0 #3 Ольга8900 10.07.2016 17:15
Добрый день!Моему сыну 1,6 года,мы не говорим даже отдельные слова и только начали появляться какие-то звуки. Что посоветуете?Заранее спасибо за ответ :cry:
Цитировать
 
 
+2 #2 Логопед 19.08.2014 07:54
Цитирую Евгений:
Добрый день Мальчик 9 лет Синдром Дауна Произносит только отдельные слова Некоторые буквы не выговаривает Нашли логопеда который делает массаж во рту с помощью зондов и инструментов Будет-ли эффект или напрасная трата времени и денег ??? Спасибо за ответ

Здравствуйте. Эффект может быть в улучшении тонуса языка и, как следствие, улучшится звукопроизношен ие, уйдёт саливация(если она есть), закроется рот и перестанет выпадать изо рта язык (если выпадает). Но развития лексико-грамматического строя речи от массажа не ждите. А ребёнка нужно,прежде всего, научить выражать свои мысли,а не отдельно произносить звуки. Лично я не использую зондовый массаж с детками с СД. Либо использую тогда,когда ребёнок уже хорошо пользуется речью, но не может овладеть некоторыми звуками из-за патологического тонуса.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Уникальная методика ускорения автоматизации звуков у детей и взрослых с дизартрией

КУПИТЬ

Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"

СКАЧАТЬ

ОБУЧИТЬСЯ

 

Книга "Детство с синдромом Дауна"

КУПИТЬ

 

Задать вопрос логопеду

Помощь сайту
WebMoney Yandex LiqPay
 
Webmoney
Валюта и сумма:
 
 
Yandex
Введите сумму: 
 руб.
счёт 410012145866123
 
 
liqpay.com
Стоимость:
 UAH - Грн
 
Блог о замечательном человечке
Своими руками
Блог о здоровье для всей семьи