Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,
Речь детей с синдромом Дауна. Как её развивать? |
Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года—это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.
Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас. Логокоррекционная работа с ними отличается очень длительным периодом автоматизации звуков в связной речи. Ребёнок может правильно произносить отдельное слово, называя предмет или действие, но в речевом потоке пропускать и искажать звуки, переставлять слоги. Некоторые дети с синдромом Дауна, несмотря на то, что начинают говорить позже общепринятых сроков, то есть после трёх лет, самостоятельно овладевают речью. Обычно они имеют проблемы с артикуляцией, но, тем не менее, могут легко общаться с окружающими. Часть детей требует безотлагательной логопедической помощи, они постепенно овладевают тем, чему их учат. А определённый, малый, процент «солнечных» деток остаются молчунами. Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы, как: 1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом; 2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью. Между отечественными учёными-логопедами по сей день ведутся дискуссии по поводу того, может ли быть алалия при сниженном интеллекте. А зарубежные логопеды вообще не пользуются этим термином, такого диагноза у них нет. Есть оральная апраксия. И тут я соглашусь с зарубежными коллегами. При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще—их сочетание. Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мыш. Апраксия -- состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом. Также существуют анатомические факторы: - высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»; - особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию; - открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе; - маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть; - относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена. Учитывая возможность возникновения у ребёнка с синдромом Дауна дизартрии, конечно же, есть смысл с самого раннего возраста делать ему логопедический массаж, чтобы к моменту появления речи свести к минимуму дефекты звукопроизношения. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове. Дети с дизартрией, как правило, допускают в своей речи одни и те же ошибки. То есть, если вместо слова «ручка» ребёнок произносит «люська», то он говорит так в любой ситуации, всегда. Для детей с апраксией свойственна проблема программирования речи, поэтому они могут переставлять звуки в слове и делать это каждый раз по-иному, иногда произнося слово правильно. Для апраксии характерны следующие внешние признаки: - ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят; - непоследовательность ошибок в речи; - ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных; - ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может; - проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова; - ребенку труднее даются более длинные слова и фразы; - отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно. Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться. Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы. Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует. В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать. Во время занятий не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Пусть ваша радость за успехи ребёнка, а также сам результат его трудов будет основной наградой за приложенные усилия. Главное, запомните, что такого явления, как «речь детей с синдромом Дауна» не существует, у всех деток с этим диагнозом разные речевые трудности. Кому-то нужно всего лишь исправить произношение нескольких звуков, а кого-то – научить разговаривать с нуля.
|
Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"
Комментарии
Здравствуйте. Заочно ничего посоветовать не могу. Скажу одно - работа по обучению речи заключается не в упражнениях. Если хотите научиться работать с сестрой, привозите её на консультацию, смогу подсказать и научить. Иначе никак, к сожалению.
Здравствуйте. Я уверена, что сможете заниматься сами. Хорошо обученный родитель - это лучший учитель. Но я не видела Вашего ребёнка и не знаю, почему именно он не говорит. Если сможете хоть раз приехать на консультацию, я помогу советом и научу Вас работать с ребёнком.
Здравствуйте. Честно говоря, удивлена, что вопрос Вас заинтересовал в 7 лет, когда потеряно уже очень много времени. Даже не знаю, что Вам подсказать теперь. Понятное дело, что заниматься нужно, но не с кем попало, а именно искать серьёзного специалиста, умеющего работать с такими детьми. Но Вы должны понимать, что гарантии и прогнозы давать будет трудно, а дистанционно вообще невозможно ни о чём говорить. Если у Вас есть возможность, привозите ребёнка на консультацию. При личной встрече смогу рассказать, как работать с ребёнком, что делать с речью.
Здравствуйте. Простите за такую задержку с ответом. Речь у ребёнка с синдромом Дауна появляется значительно позже, чем у обычного малыша, поэтому не стоит бить тревогу по поводу того, что в полтора года нет речи. Но лепетать какие-то звуки, пусть даже не называть ими предметы, а просто что-то произносить, ребёнок обычно может. Если же такого нет, то рекомендую проверить слух сначала. Важно исключить тугоухость. Если будут вопросы, пишите мне лучше на эл.почту.
Здравствуйте. Эффект может быть в улучшении тонуса языка и, как следствие, улучшится звукопроизношен ие, уйдёт саливация(если она есть), закроется рот и перестанет выпадать изо рта язык (если выпадает). Но развития лексико-грамматического строя речи от массажа не ждите. А ребёнка нужно,прежде всего, научить выражать свои мысли,а не отдельно произносить звуки. Лично я не использую зондовый массаж с детками с СД. Либо использую тогда,когда ребёнок уже хорошо пользуется речью, но не может овладеть некоторыми звуками из-за патологического тонуса.
RSS лента комментариев этой записи