Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

 

Сайт логопеда Силиной Татьяны Сергеевны

Zapis' na priem k logopedu

 

 

Приём ведет Силина Татьяна

Особенности логопедической работы при ДЦП

Характерная особенность детского церебрального паралича - нарушение моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с расстройствами чувствительности, патологией речи, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Анализ анамнестических данных обследованного нами контингента учащихся школы-интерната № 8 г. Харькова позволил сделать следующие выводы относительно причин ДЦП. Вредными факторами, вызвавшими центральные мозговые нарушения у детей нашего заведения есть преждевременные роды с разной степенью недоношенности, патология беременности (перенесенные матерью инф. болезни, токсикоз 1-й, 2-й половины беременности, длительная угроза выкидыша) акушерская помощь в родах с применением медикаментозной стимуляции по поводу слабой родовой деятельности; наложение щипцов, выдавливания; осложнения в родах (асфиксия, обвитие шеи пуповиной, стремительные роды). Но эти данные нельзя считать абсолютно достоверными, потому что в интернат поступает много детей из социально неблагополучных семей, а также сироты. Иногда мы не имеем возможности ознакомиться с полным анамнезом. Часто родовая травма как бы "накладывается" на дизэмбриогенез - как следствие имеет место сочетание нескольких различных повреждающих факторов. Двигательные расстройства при ДЦП охватывают различные стороны моторики - пирамидную иннервацию, экстрапирамидную регуляцию позотонических автоматизмов, корковые механизмы формирования целенаправленных двигательных актов. Высшие интегративные центры не влияют на примитивные двигательные рефлекторные реакции, в результате чего они длительное время не угасают, становятся патологическими, мешают развитию произвольной моторики. Тонические рефлексы проявляются в сочетании с патологическим мышечным тонусом.

Выделяют следующие клинические формы ДЦП:

диплегическая

гемиплегическая

двойная гемиплегия

атонически-астатическая

гиперкинетическая.

По нашим данным, в школе-интернате № 8 г. Харькова 33,6% больных детей имеют диплегическую форму ДЦП, 27,15% - гемиплегической, 21% - атонически-астатическую, 12% - двойную гемиплегию, 6,25 % - гиперкинетическую форму. Степень психических расстройств варьирует от легких до тяжелых нарушений. У многих детей страдает эмоционально-волевая сфера, имеют место различные степени интеллектуального недоразвития. Например, в школе-интернате № 8 г. Харькова учится 167 детей, 124 из которых имеют диагноз ДЦП (другие - с врожденными аномалиями опорно-двигательного аппарата и болезнями костно-мышечной системы). 38% всех детей с ДЦП имеет умственную отсталость в степени дебильности и 8,8% - ЗПР. Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи. Частота нарушения речи при ДЦП составляет 80-85% (по разным источникам), среди детей нашего учебного заведения - 90%. Чаще это дизартрии. Дизартрия - это нарушение произношения и просодического стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Важное значение в патогенезе речевых нарушений у детей с ДЦП имеет двигательная патология. К особенностям нарушения моторики артикуляционного аппарата при дизартрии следует отнести: -недостаточность произвольных артикуляционных движений -нарушения мышечного тонуса в речевом аппарате и проприоцептивной афферентной импульсации от него -наличие гиперкинезов и синкинезий. Имеющиеся при ДЦП тонические рефлексы негативно влияют на тонус мышц артикуляционного аппарата.

С учетом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую формы дизартрии. Среди всех форм дизартрии первое место по частоте - по 8-му интерната г. Харькова - занимает псевдобульбарной дизартрией 40%, экстрапирамидные - 20%, мозжечковая - 20%, стерта - 20%. Бульбарная и корковая дизартрия среди детей данного контингента не отмечено. Как правило, дизартрии носят смешанный характер, поэтому логопедический диагноз ставится по ведущей форме. Конечно, форма дизартрии соотносится с формой ДЦП. Так, при гемиплегической форме чаще возникает псевдобульбарная дизартрия, при атонически-астатической--мозжечковая, при гиперкинетической - экстрапирамидная. При дизартрии, как правило, возникают вторичные нарушения в виде расстройств формирования всех компонентов речевой системы. Нарушается формирование фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Эти вторичные нарушения вместе с первичным дефектом - расстройствами моторики речевого аппарата--указывают на возникновение при дизартрии общего недоразвития речи. Таким образом, все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие произносительной стороны речи и фонематических процессов, формирование лексического и грамматического строя речи. У детей школы-интерната № 8 г. Харькова в 2000 2002г. при обследовании, кроме дизартрии, выявлены следующие недостатки, как алалия, заикание, дислексия и дисграфия. Поскольку клиническая картина речевых расстройств может иметь весьма сложный характер, включать в себя клинические проявления различных форм патологии речи: алалия и дизартрии, заикание и дисграфии и др., это усложняет не только их диагностику, но и выбор лечебно-коррекционной тактики.

Распространенной среди учащихся вспомогательных классов 8-й школы-интерната есть такая сложная речевая патология, как системное недоразвитие речи при олигофрении, осложнённое дизартрией и дислексией или дизартрией и дисграфией. Таким образом, для успешной логопедической работы необходимо определение этиологии, механизмов, симптоматики каждого речевого нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой патологии в структуре дефекта. Спецификой логопедической работы в школе-интернате для детей с ДЦП является сочетание ее с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, общей лечебной физкультурой. На логопедических уроках используется общая моторная разминка, а также дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика, дифференцированный артикуляционный массаж с применением вибромассажера, електростимулотерапия. Общая моторная гимнастика включает ПИМР (упражнения с сопротивлением) и упражнения для развития подвижности позвоночника и выработка правильной осанки по оздоровительной методике М.Норбекова. Необходимость ее применения определяется общностью нарушений общей и речевой моторики при ДЦП, возможностью положительного влияния двигательных упражнений на общее состояние организма. Учитывая психические особенности детей с ДЦП, необходимо применение в начале занятия, во время общей моторной гимнастики, мажорной музыки. Так, в практике работы школы-интерната № 8 г. Харькова отмечается, что прекращение посещения учащимися занятий по ЛФК и специальных реабилитационных занятий по разработке опорно-двигательного аппарата негативно отражается на состоянии речи детей. После общей разминки на логопедических уроках проводится дыхательная, голосовая и артикуляционная гимнастика. Их применение обусловлено тремя соответствующими синдромами дизартрических расстройств. Постановка звуков осуществляется методом фонетической локализации-пассивного предоставления артикуляционным органам нужного положения. Обязательным на любом этапе логопедической коррекции выборочный артикуляционный массаж. Достаточно высоких результатов логопедической работы позволяет достичь использование електростимулотерапии, с помощью которой значительно быстрее осуществляется автоматизация звуков, особенно при псевдобульбарной дизартрии у детей с нормальным интеллектом. Таким образом, для успешной работы по преодолению сложной речевой патологии у детей с ДЦП необходимо комплексный подход с учетом этиопатогенетического принципа.

Во время нашего исследования проведены психолого-педагогическое и логопедические обследования учеников школы-интерната № 8, проанализированы их анамнестические данные и результаты медицинских обследований. Определены пути практического использования данных анализа этиологии и патогенеза нарушений в развитии детей в процессе логокоррекционной работы. Выяснено, что подробнее теоретическое изучение контингента детей повышает эффективность практической работы логопеда. Проведены практические занятия со студентами для ознакомления их с различными формами ДЦП и речевой патологии при нем, со спецификой логокоррекционной работы с детьми, страдающими ДЦП.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Уникальная методика ускорения автоматизации звуков у детей и взрослых с дизартрией

КУПИТЬ


Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"

СКАЧАТЬ

ОБУЧИТЬСЯ

Книга "Детство с синдромом Дауна"

КУПИТЬ

 

Задать вопрос логопеду

Помощь сайту
WebMoney Yandex LiqPay
 
Webmoney
Валюта и сумма:
 
 
Yandex
Введите сумму: 
 руб.
счёт 410012145866123
 
 
liqpay.com
Стоимость:
 UAH - Грн
 
Блог о замечательном человечке
Своими руками
Блог о здоровье для всей семьи