Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

 

Сайт логопеда Силиной Татьяны Сергеевны

Zapis' na priem k logopedu

 

 

Приём ведет Силина Татьяна

Как научить неговорящего ребёнка разговаривать?

Обучение неговорящего ребёнка речи условно можно разделить на:

-создание условий для появления активной речи;

-собственно обучение активной, самостоятельной речи, «говорению».

 

Общее психическое развитие, безусловно, влияет на развитие речи. Поэтому, одним из обязательных условий для появления и развития речи являются занятия по развитию всех психических процессов—внимания, памяти, мышления и т.д. «Занятия»--не имеется ввиду обязательные занятия с психологом. Если у ребёнка обычное ЗПРР, это будет под силу и родителям. Пособия для развития ребёнка можно приобрести в книжных магазинах. Если же ребёнок рождается с диагнозом, «обещающим » ему в дальнейшем ЗПРР , то заниматься с таким ребёнком тоже нужно с рождения, используя методики раннего развития. Тут стоит заметить, что физические упражнения также способствуют развитию психическому и речевому. Во время занятий физкультурой происходит качественное кровоснабжение головного мозга, а значит, его питание кислородом. Особенно показаны такому ребёнку плавание и динамическая гимнастика, при которой голова ребёнка оказывается опущенной вниз(если нет противопоказаний). Важным условием развития ребёнка является развивающая обстановка: тренажёры, плакаты, развивающие игрушки.

Обязательным условием для развития речи является речевая среда. Это не значит, что ребёнок просто должен находиться в обществе, говорящем на определённом языке, в семье. С ним ещё нужно общаться. Чётко , громко, выразительно…Показывать предметы, их действия и свойства и называть это соответствующим словом. Необходимо играть с ребёнком и рассматривать картинки в книгах, озвучивая всё увиденное. Важно петь ребёнку песенки на родном языке. В песне, в голосе матери заложена созидательная сила Слова, запускающая механизм речи у малыша. Замечено, что детям, которым матери часто пели песни, впоследствии не бывает нужна даже элементарная помощь логопеда по коррекции звукопроизношения.

Первым этапом развития речи (как на родном, так и на иностранном языке) является её понимание. Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие, выполняет инструкции. В этом, доречевом периоде, активно используются жесты. Благодаря жестам ребёнок может показать то, что ещё не может сказать. Между взрослым и ребёнком возникнет понимание ,происходит коммуникация . Ребёнку можно задавать вопросы для выяснения того, что он понимает, а что нет, и он сможет ответить жестом. Например, вы спрашиваете «Какой Миша большой? », а малыш вытягивает обе ручки вверх. Вы спрашиваете: «Как медведь царапается?», а ребёнок совершает пальчиками царапающие движения по поверхности дивана. И вы понимаете, что слова и «большой», и «царапается» ребёнку понятны. На этом же этапе активно используется вопрос «где?» или просьба «покажи». Показать, где часы на стене, где свет(люстра), где мама и папа просят малыша ещё в полгодика. Далее тот же вопрос переносится в работу с книгой, и ребёнок показывает уже на иллюстрациях, где курочка, где мышка, где собачка. Естественно, что проверять таким образом пассивный словарь ребёнка можно после того, как этот словарь сформирован, наполнен. То есть сначала мы занимаемся его пополнением, одновременно вводя жест для обозначения понятия. Для пополнения пассивного словаря, конечно же, используем сначала предметы и явления, окружающие нас и ребёнка в жизни, в быту. Когда материал пройден и закреплён, эти же предметы и явления показываем ребёнку на карточках (предметных картинках) и в детских книгах на иллюстрациях. Затем спрашиваем «где корова?» и , не дожидаясь ответа, показываем пальцем на изображение животного. Так мы учим понимать вопрос «где». И только потом просим ответить на вопрос «где?» самостоятельно.

Когда пассивный словарь приобретает внушительный объём, включается его активизация. То есть ребёнок начинает пробовать произносить известные ему слова. В идеале это происходит автоматически, но детям с речевой патологией нужно помогать . При разных нарушениях у детей разные произносительные возможности, поэтому и помощь требуется разная.

Рассмотрим первый пример—анартрия. При дизартрии и анартрии, которая встречается в основном при ДЦП и ММД, не обойтись без массажа, пассивной логопедической гимнастики и пассивной артикуляции. Ввиду того, что дети с анартрией «не чувствуют» свои мышцы (как при частичной анестезии у стоматолога), не ощущают положения артикуляционных органов, работа необходима в этих двух направлениях: усиление чувствительности с помощью массажа и создание артикуляционных укладов с последующим закреплением их. Одновременно ведётся работа по развитию артикуляционной моторики и развитию кинестетических ощущений, а также по развитию речевого дыхания. Как правило, сначала вызываются гласные звуки, но можно начинать и с согласных, если позволяют артикуляционные возможности .

В случае с алалией дело обстоит не так. Звуки, как правило, не вызываются пассивной артикуляцией , а появляются сами в процессе созревания речевых зон коры головного мозга. Чаще всего появление нового звука, слога, слова связано с яркими положительными эмоциями в жизни ребёнка. Такими же яркими эмоциями необходимо и сопроводить появление в речи новых достижений, чтобы вызвать закрепление этого успеха. Например, на ребёнка очень сильное впечатление произвело море, и он произнёс новое слово—море. Взрослый должен тут же указать ребёнку на то, что у него неожиданно появилось новое слово, обрадоваться этому от всей души, обнять и поцеловать малыша, похвалить его, попросить ещё неоднократно произнести это слово. Для того, чтобы стимулировать ребёнка к повторению того, что у него получилось, нужно создавать ситуации, в которых бы ему пришлось или захотелось это сказать. То есть, к этому морю нужно прийти ещё неоднократно, при этом эмоционально, громко спросить: «Что это???» Если ребёнок не ответит, то обязательно ответьте сами на этот вопрос. Не стоит «давить» на малыша. Заставляя его непременно говорить. Он может быть не в том настроении сейчас. Поэтому на вопрос ответьте Вы. А в следующий раз ребёнку самому захочется снова повторить слово «море». Вся соль в том, что нужно «чувствовать» ребёнка. Однако, обычно в речи алалика появляются не новые слова, а новые слоги. Именно слоги являются теми кирпичиками, из которых строится речь. Сначала это гласные звуки, потом—открытые, прямые слоги, так как их произносить легче, нежели просто согласный звук. Поэтому, при виде моря, скорее всего, возникает новый слог МО, если ребёнок делает только свои первые шаги в развитии речи. А уж потом, из имеющихся в активе слогов, складываются слова, которые заучиваются. Так происходит пополнение словаря детей-алаликов.

Очень похожим образом, методично заучивая слова, происходит формирование словаря слабослышащих детей. Но в этом случае мы не ждём, когда звуки и слоги возникнут самостоятельно, а занимаемся их постановкой с последующей автоматизацией.

Автоматизировать слог , повторяя его многократно, маленькому ребёнку обычно неинтересно. Для этого используем игровые приёмы. Например, делаем аппликацию «поезд», на вагончиках которого напечатаны изучаемые слоги. Или украшаем ёлочку шариками, на которых напечатаны слоги . Также предлагаем проговаривать слог за вознаграждение. Например, «Скажи ДА а я дам тебе счётную палочку». И так, пока ребёнок не насобирает 10 палочек. Кроме этого, начинаем использовать слоги в речи, в совместной речи. Например, взрослый читает «жили-были дед да баба». Когда ребёнку уже хорошо знакома эта фраза, взрослый делает паузу перед ДА и даёт ребёнку возможность произнести это слово самостоятельно. Точно так же действуем, когда изучаемый, недавно появившийся в речи ребёнка открытый слог является частью слова, а не самостоятельным словом, как в указанном выше случае. Например, у ребёнка в речи появился слог НА. Его можно использовать как предлог, вовлекая ребёнка в совместное повествование, так и в составе слов: паНАма, каНАва, баНАны. Вовлекаем ребёнка в совместное повествование даже тогда, когда у него в активе есть только звуки. Например. При наличии звука У можно вместе произнести паУк, Утка, Умка, страУс. Прекрасным средством для автоматизации ДУ, ЙА, ЙУ является песенка Крокодила Гены «Я играЮ на гармошке, У прохожих на виДУ. К сожаленьЮ, день рожденьЯ только раз в гоДУ…» Такой материал для автоматизации звуков и слогов, а также целых слов, можно находить сплошь и рядом—в сказках, стихах, как детских, так и взрослых, в народных и детских песнях. Смешно, но замечательным материалом для автоматизации слога ЛА является шуточная песня на украинском языке «Ты ж мене пидманула».

Помогает закреплению новых слогов, а также развитию активной речи, одновременное овладение навыком чтения. Каждый звук и каждый слог, появляющийся в речи ребёнка, целесообразно записывать на карточку и учить, проговаривая. Цель такого обучения—многократное проговаривание, автоматизация. А запоминание слога—это побочный эффект, несомненно, положительный.

Для обучения чтению и, параллельно, развития речи неговорящих детей очень хорошо, на мой взгляд, подходит букварь Резниченко. К нему идут 4рабочие тетради, которые помогают разнообразить работу со слогом и словами. В этом букваре нет обратных, закрытых слогов, как во всех остальных букварях. Только прямой, открытый, а также изолированные согласные и гласные. А ведь именно закрытый слог произнести сложнее всего. Его не рекомендуется использовать на начальном этапе обучения речи, чтобы избежать искажений, пропусков звуков и дальнейшего закрепления этих ошибок в речи.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Уникальная методика ускорения автоматизации звуков у детей и взрослых с дизартрией

КУПИТЬ

Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"

СКАЧАТЬ

ОБУЧИТЬСЯ

 

Книга "Детство с синдромом Дауна"

КУПИТЬ

 

Задать вопрос логопеду

Помощь сайту
WebMoney Yandex LiqPay
 
Webmoney
Валюта и сумма:
 
 
Yandex
Введите сумму: 
 руб.
счёт 410012145866123
 
 
liqpay.com
Стоимость:
 UAH - Грн
 
Блог о замечательном человечке
Своими руками
Блог о здоровье для всей семьи