Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,
Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми |
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми-дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении. С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.
Артикуляционную гимнастику можно разделить на:
Упражнением для развития подвижности нижней челюсти, а также для устранения саливации, являются жевательные движения. Чтобы побудить ребёнка совершать их, можно предложить ему игру «Корова» (жуём траву, как корова). Нижняя челюсть также задействуется в «Весёлой зарядке» С. и Е.Железновых, когда детям под песенку предлагается стучать зубами: Головами покиваем, Эту песенку я использую как физкультминутку на своих занятиях. Однако одну строчку я изменила. Вместо «носиками помотаем» мы поём «язычок свой покусаем». Так, одновременно с зарядкой, ребёнок делает и самомассаж языка. Для этой же цели используются и такие слова: Язычок погладим ласково губами, Упражнением для щёк является одновременное и попеременное их надувание. Существующая гимнастика для губ станет ребёнку интереснее, если каждое упражнение будет сопровождаться весёлыми стишками, предложенными З.А.Репиной и В.И.Буйко. 1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка») Квака любит улыбаться, Тянуть губы прямо к ушкам Доброе утро и солнцу, и птицам, 2. «Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем 3. «Хобот слонёнка» Подражаю я слону: 4. «Трубочка» Мои губы—трубочка— Вдоль по улице иду я 5. «Бублик» Бублик мы изобразили— Когда ребёнок научится выполнять все упражнения для губ, будем чередовать движения. Свои губы прямо к ушкам Наиболее сложными в артикуляционной гимнастике являются упражнения для языка. 1. «Лопаточка» Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять. И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. 2. «Накажу непослушный язык» Это упражнение является расслабляющим самомассажем для языка. В обязательном порядке оно выполняется в случае, когда ребёнок не может сделать «лопатку». На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается… Ты под счёт её держи… До пяти…до десяти… 3. «Чищу зубы» Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами. Чищу зубы, чищу зубы 4. «Язык-силач» Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их. Язычок у нас силач— 5. «Качели» Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. На качелях я качаюсь: 6. «Горка» Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы. Вот так горка, что за чудо! 7. «Пиала» Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки. Язык широкий положи, 8. «Вкусное варенье» Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы. Ох и вкусное варенье! 9. «Грибок» Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную уздечку. На лесной опушке, 10. «Гармошка» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъёма языка. К нёбу язычок прижми, 11. «Иголочка» Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Язык в иголку превращаю, Полезно чередовать движения языка «лопаточка--иголочка» Язык лопаткой уложи 12. «Лошадка» Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх. Я лошадка Серый Бок! 13. «Маляр» Цель: отработать подъём языка вверх и его подвижность. Красить потолок пора, 14. «Ступеньки» Цель: выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений. И пошёл язык гулять, 15. «Барабанщик» Цель: укрепить мышцы кончика языка, выработать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым. Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д, 16. «Маятник» Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой и левой сторон. Влево—вправо,влево—вправо Нет необходимости выполнять все перечисленные упражнения. Они выбираются с учётом затруднений, испытываемых ребёнком. Например, если у ребёнка не выходят шипящие, следует потренироваться делать упражнение «Пиала». Если нет звука Р, нужно обратить внимание на упражнения «Лошадка», «Грибок», «Ступеньки», «Барабанщик». Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения. Вот пример такой сказки. Сказка о Весёлом язычке Жил-был Весёлый язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать («Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево («Маятник»). Покачался-покачался и в домик спрятался. Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее («Качели»). И он так же покачался. Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками («Ступеньки»). Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. Чистил он их старательно, вычистил добела. В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать («Маляр»). Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Д-д-д—слышалось вокруг. Д-д-д—повторял за барабаном язычок («Барабанщик»). Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался («Лошадка»). Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуляционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить самостоятельно.
|
Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"