Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,
Зачем нужен логопед маленькому ребёнку? |
На одном форуме мне задали вопрос: «С какого возраста Вы берёте ребёнка на занятие?». Я ответила, что занимаюсь с детками от 2-3 мес., сначала по программе раннего развития, затем непосредственно речью. Один шутник сразу же написал: «И какой звук не выговаривали дети в этом возрасте — [у] или [а]?». Почему-то принято считать, что логопед занимается только постановкой звуков у детей, которым уже исполнилось 4-5 лет. Хочу развеять этот миф. Речь человека начинает формироваться с рождения. До того, как ребёнок скажет своё первое слово, его речь проходит такие стадии развития как гуление и лепет. Важным является понимание речи. Ведь маленький человек начинает понимать обращённую к нему речь раньше, чем произносить свои первые слова. Отсутствие гуления, лепета, понимания речи в грудном возрасте должно послужить тревожным сигналом. Скорее всего, скоро придётся встретиться с логопедом, а до того — пройти полное медицинское обследование. К сожалению, бывают случаи, когда ребёнок рождается с диагнозом, "обещающим" задержку развития. В таком случае с ним необходимо тщательно заниматься с самого рождения, а не ждать, когда задержка развития речи станет ярко выраженной. Я часто слышу вопросы такого типа от родителей двухлеток: "Нашему мальчику 2 года, он почти не разговаривает. Здоров. Нужна ли ему Ваша помощь?" Вполне возможно, что таков индивидуальный темп развития речи малыша, и вскоре он заговорит сам. В то же время помочь ребёнку овладеть речью не будет лишним. Если мама затрудняется в этом вопросе, логопед сможет проконсультировать, показать приёмы активизации словаря, научить родителей работать со своим ребёнком. Иногда ребёнок имеет проблемы с речью вследствие патологического (повышенного или пониженного) тонуса мышц артикуляционного аппарата. Такое бывает при детском церебральном параличе, спинальной мышечной атрофии, минимальной мозговой дисфункции. В этом случае необходим логопедический массаж, и чем раньше, тем лучше. В моей практике встречались случаи, когда родители не считают нужным много разговаривать со своим ребёнком, показывать ему в виде игры правильную артикуляцию звуков. Как жаль! А ведь малыши так внимательно наблюдают за движениями маминых губ, за "игрой" её языка. Естественно, не слыша в достаточной мере речь взрослых, не видя артикуляции и не имея возможности ей подражать, ребёнок будет отставать в речевом развитии. А впоследствии, попав на занятия к логопеду, такому ребёнку придётся заново учиться быть внимательным к речи взрослого. Нельзя забывать, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии. В то же время и наоборот, стимулируя в раннем возрасте умственное развитие малыша, мы тем самым создаём благоприятную почву для его речевого развития. Хотелось бы выделить те случаи, при которых ребёнку в раннем возрасте (до 3-х лет) может понадобиться помощь логопеда:
Во всех перечисленных случаях придётся найти именно такого логопеда, который работает с детьми раннего возраста. Если вашему ребёнку поставлен диагноз ДЦП, СМА или другой, связанный с нарушением мышечного тонуса, необходим будет логопедический массаж (тонизирующий, расслабляющий или избирательный). Логопед покажет, как делать массаж руками или массажёром, предложит пройти курс массажа специальными логопедическими зондами. Часто дети негативно относятся к прикосновениям посторонних предметов или чужих рук к их лицу. Поэтому с малышами рекомендуется проводить массаж и артикуляционную гимнастику в игре, с озвучиванием действий потешками, сопровождая процесс положительными эмоциями. Приведу несколько примеров. 1. "Тянуть губы прямо к ушкам Берём своими руками щёчки ребёнка, растягивая при этом губы в улыбку. 2. "Хома, Хома, хомячок, Массаж щёк и губ, а также очень полезный массаж ушных раковин (воздействие на биологически активные точки). 3. Играем в "ко-ко-ко" и "ку-ка-ре-ку", складывая детские губы в трубочку своими руками. 4. Надуваем щёки под песенку: "Надувайся, наш пузырь, надувайся, 5. Делая массаж языка руками, используем бинт. При этом говорим ребёнку, что бинт—это сети, а язык—рыбка. Играем в "Рыбака и рыбку". 6. Намазываем губы ребёнка вареньем и просим облизать их. 7. Производим массаж внутренней поверхности щёк с помощью леденца "Чупа-Чупс" Учитывая, что ребёнок с ДЦП может иметь ограничения в двигательной активности, нужно помнить о дополнительном ознакомлении его с окружающим миром. То, что здоровый ребёнок сможет обнаружить сам, ребёнок неходячий должен увидеть с помощью взрослого хотя бы на картинке. Таким образом, его словарь будет обогащаться. То же самое относится и к детям со сниженным зрением и слухом. Если ребёнок плохо видит или слышит, значит должны быть задействованы все остальные, здоровые органы чувств, чтобы об окружающих предметах сложилось правильное впечатление. Название этих предметов логопед введёт в лексикон ребёнка. Если у ребёнка синдром Дауна, то мышечный тонус его артикуляционного аппарата, как правило, понижен. Однако в этом случае я не вижу смысла назначать логопедический массаж в раннем детстве. Дело в том, что задержка развития речи у детей с СД возникает не вследствие пониженного тонуса. Здесь имеет место системное недоразвитие речи, всех её компонентов. А недостаточный тонус мышц, хоть и влияет на произношение, но представляет собой уже вторичную проблему. Кроме того, у многих детей с СД к началу появления первых слов тонус уже нормализуется. Хорошим упражнением для укрепления артикуляционных мышц является естественный процесс сосания материнской груди. Основное направление логопедической работы у детей с СД в раннем возрасте—это обогащение и активизация их словаря, обучение пониманию речи. То же можно сказать и о работе с другими детьми, имеющими задержку психического и речевого развития. Отдельно хочется сказать о тех случаях, когда хирурги поликлиники считают своим долгом направить ребёнка ни иссечение подъязычной связки (уздечки). Сейчас эта операция проводится с помощью лазера. Но, в любом случае, это лишние негативные эмоции, стресс, болезненность. И если есть возможность её избежать, лучше избежать. Однозначным показанием для проведения этой операции является такое состояние (строение) подъязычной связки, при котором младенец не может взять материнскую грудь и полноценно питаться. Если же процесс сосания груди (соски) не затруднён, то в дальнейшем укороченная уздечка может повлиять только на звукопроизношение. И тут на помощь придут логопедические упражнения, помогающие растянуть связку. Так что если вам предлагают подрезать уздечку, покажите ребёнка логопеду, а лучше нескольким. Пусть они скажут, возможно ли будет исправить данное состояние подъязычной связки упражнениями. Наверняка, каждая современная мама знает о тесной связи речи и мелкой моторики пальцев рук. Выполняя с ребёнком пальчиковые игры, мы опосредованно развиваем его речь. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук обязательно входят в структуру логопедических занятий с детьми раннего возраста. Логопед покажет родителям, как можно работать над развитием мелкой моторики ребёнка, чтобы малышу было интересно этим заниматься. Вот самые известные из игр: 1. "Сорока-белобока" 2. "Пальчик, как тебя зовут?" 3. "Этот пальчик—бабушка, 4."Этот, толстенький, большой, 5."Пальчик-пальчик, где ты был? 6."Маша варежку надела, На своих занятиях я предлагаю малышам игры с крупами, фасолью, макаронами, а также шнуровки, монетки, пуговицы. То же самое (под присмотром взрослого!) вы можете предложить деткам и дома. Например, изготовить из пластиковой бутылки импровизированную куклу с отверстием-ротиком и "кормить" её фасолью, макаронами, изюмом. В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям — терпения в кропотливом труде воспитания и обучения.
|
Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи