Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

 

Сайт логопеда Силиной Татьяны Сергеевны

Zapis' na priem k logopedu

 

 

Приём ведет Силина Татьяна

Зачем нужен логопед маленькому ребёнку?

На одном форуме мне задали вопрос: «С какого возраста Вы берёте ребёнка на занятие?». Я ответила, что занимаюсь с детками от 2-3 мес., сначала по программе раннего развития, затем непосредственно речью. Один шутник сразу же написал: «И какой звук не выговаривали дети в этом возрасте — [у] или [а]?». Почему-то принято считать, что логопед занимается только постановкой звуков у детей, которым уже исполнилось 4-5 лет. Хочу развеять этот миф.

Речь человека начинает формироваться с рождения. До того, как ребёнок скажет своё первое слово, его речь проходит такие стадии развития как гуление и лепет. Важным является понимание речи. Ведь маленький человек начинает понимать обращённую к нему речь раньше, чем произносить свои первые слова. Отсутствие гуления, лепета, понимания речи в грудном возрасте должно послужить тревожным сигналом. Скорее всего, скоро придётся встретиться с логопедом, а до того — пройти полное медицинское обследование. К сожалению, бывают случаи, когда ребёнок рождается с диагнозом, "обещающим" задержку развития. В таком случае с ним необходимо тщательно заниматься с самого рождения, а не ждать, когда задержка развития речи станет ярко выраженной. Я часто слышу вопросы такого типа от родителей двухлеток: "Нашему мальчику 2 года, он почти не разговаривает. Здоров. Нужна ли ему Ваша помощь?" Вполне возможно, что таков индивидуальный темп развития речи малыша, и вскоре он заговорит сам. В то же время помочь ребёнку овладеть речью не будет лишним. Если мама затрудняется в этом вопросе, логопед сможет проконсультировать, показать приёмы активизации словаря, научить родителей работать со своим ребёнком.

Иногда ребёнок имеет проблемы с речью вследствие патологического (повышенного или пониженного) тонуса мышц артикуляционного аппарата. Такое бывает при детском церебральном параличе, спинальной мышечной атрофии, минимальной мозговой дисфункции. В этом случае необходим логопедический массаж, и чем раньше, тем лучше.

В моей практике встречались случаи, когда родители не считают нужным много разговаривать со своим ребёнком, показывать ему в виде игры правильную артикуляцию звуков. Как жаль! А ведь малыши так внимательно наблюдают за движениями маминых губ, за "игрой" её языка. Естественно, не слыша в достаточной мере речь взрослых, не видя артикуляции и не имея возможности ей подражать, ребёнок будет отставать в речевом развитии. А впоследствии, попав на занятия к логопеду, такому ребёнку придётся заново учиться быть внимательным к речи взрослого. Нельзя забывать, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии. В то же время и наоборот, стимулируя в раннем возрасте умственное развитие малыша, мы тем самым создаём благоприятную почву для его речевого развития.

Хотелось бы выделить те случаи, при которых ребёнку в раннем возрасте (до 3-х лет) может понадобиться помощь логопеда:

  1. Ребёнку поставлен диагноз, при котором тонус мышц артикуляционных органов (так же, как и других скелетных мышц) нарушен, и перемещение в пространстве ограничено. Например, ДЦП, СМА.
  2. Ребёнок имеет диагноз, вследствие которого ожидается ЗПР или умственная отсталость. Например, при генетических нарушениях.
  3. Ребёнок ограничен в общении со взрослыми.
  4. Ребёнок раннего возраста отстаёт в речевом развитии по непонятным причинам.
  5. Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т.е. имеет место выраженный наследственный фактор.
  6. Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.
  7. Хирург детской районной поликлиники настоятельно рекомендует подрезать подъязычную связку (уздечку).

Во всех перечисленных случаях придётся найти именно такого логопеда, который работает с детьми раннего возраста. Если вашему ребёнку поставлен диагноз ДЦП, СМА или другой, связанный с нарушением мышечного тонуса, необходим будет логопедический массаж (тонизирующий, расслабляющий или избирательный). Логопед покажет, как делать массаж руками или массажёром, предложит пройти курс массажа специальными логопедическими зондами. Часто дети негативно относятся к прикосновениям посторонних предметов или чужих рук к их лицу. Поэтому с малышами рекомендуется проводить массаж и артикуляционную гимнастику в игре, с озвучиванием действий потешками, сопровождая процесс положительными эмоциями. Приведу несколько примеров.

1. "Тянуть губы прямо к ушкам
очень нравится лягушкам,
улыбаются, смеются,
а глаза у них, как блюдца".

Берём своими руками щёчки ребёнка, растягивая при этом губы в улыбку.

2. "Хома, Хома, хомячок,
полосатенький бочок,
Хома раненько встаёт,
глазки моет, щёчки трёт,
моет шейку, ушки, рот
и пузатенький живот"

Массаж щёк и губ, а также очень полезный массаж ушных раковин (воздействие на биологически активные точки).

3. Играем в "ко-ко-ко" и "ку-ка-ре-ку", складывая детские губы в трубочку своими руками.

4. Надуваем щёки под песенку:

"Надувайся, наш пузырь, надувайся,
Надувайся, наш пузырь, надувайся,
Да не лопни, смотри, да не лопни, смотри,
Да не лопни…хлоп!"

5. Делая массаж языка руками, используем бинт. При этом говорим ребёнку, что бинт—это сети, а язык—рыбка. Играем в "Рыбака и рыбку". 6. Намазываем губы ребёнка вареньем и просим облизать их.

7. Производим массаж внутренней поверхности щёк с помощью леденца "Чупа-Чупс"

Учитывая, что ребёнок с ДЦП может иметь ограничения в двигательной активности, нужно помнить о дополнительном ознакомлении его с окружающим миром. То, что здоровый ребёнок сможет обнаружить сам, ребёнок неходячий должен увидеть с помощью взрослого хотя бы на картинке. Таким образом, его словарь будет обогащаться.

То же самое относится и к детям со сниженным зрением и слухом. Если ребёнок плохо видит или слышит, значит должны быть задействованы все остальные, здоровые органы чувств, чтобы об окружающих предметах сложилось правильное впечатление. Название этих предметов логопед введёт в лексикон ребёнка.

Если у ребёнка синдром Дауна, то мышечный тонус его артикуляционного аппарата, как правило, понижен. Однако в этом случае я не вижу смысла назначать логопедический массаж в раннем детстве. Дело в том, что задержка развития речи у детей с СД возникает не вследствие пониженного тонуса. Здесь имеет место системное недоразвитие речи, всех её компонентов. А недостаточный тонус мышц, хоть и влияет на произношение, но представляет собой уже вторичную проблему. Кроме того, у многих детей с СД к началу появления первых слов тонус уже нормализуется. Хорошим упражнением для укрепления артикуляционных мышц является естественный процесс сосания материнской груди. Основное направление логопедической работы у детей с СД в раннем возрасте—это обогащение и активизация их словаря, обучение пониманию речи. То же можно сказать и о работе с другими детьми, имеющими задержку психического и речевого развития.

Отдельно хочется сказать о тех случаях, когда хирурги поликлиники считают своим долгом направить ребёнка ни иссечение подъязычной связки (уздечки). Сейчас эта операция проводится с помощью лазера. Но, в любом случае, это лишние негативные эмоции, стресс, болезненность. И если есть возможность её избежать, лучше избежать. Однозначным показанием для проведения этой операции является такое состояние (строение) подъязычной связки, при котором младенец не может взять материнскую грудь и полноценно питаться. Если же процесс сосания груди (соски) не затруднён, то в дальнейшем укороченная уздечка может повлиять только на звукопроизношение. И тут на помощь придут логопедические упражнения, помогающие растянуть связку. Так что если вам предлагают подрезать уздечку, покажите ребёнка логопеду, а лучше нескольким. Пусть они скажут, возможно ли будет исправить данное состояние подъязычной связки упражнениями.

Наверняка, каждая современная мама знает о тесной связи речи и мелкой моторики пальцев рук. Выполняя с ребёнком пальчиковые игры, мы опосредованно развиваем его речь. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук обязательно входят в структуру логопедических занятий с детьми раннего возраста. Логопед покажет родителям, как можно работать над развитием мелкой моторики ребёнка, чтобы малышу было интересно этим заниматься.

Вот самые известные из игр:

1. "Сорока-белобока"

2. "Пальчик, как тебя зовут?"

3. "Этот пальчик—бабушка,
Этот пальчик—дедушка,
Этот пальчик—мама,
Этот пальчик—папа,
Этот пальчик—я,
Все мы дружная семья!"

4."Этот, толстенький, большой,
Указательный—второй,
Третий пальчик просто средний,
У него по два соседних,
А четвёртый—безымянный,
Так его назвали странно,
Пятый пальчик очень мал
И мизинчиком он стал.
Все мы пальцы посчитали
И по имени назвали".

5."Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашку ел,
С этим братцем песни пел".

6."Маша варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла,
Поглядите-ка, нашла,
Ищешь, ищешь, и найдёшь.
Пальчик, пальчик, как живёшь?"

На своих занятиях я предлагаю малышам игры с крупами, фасолью, макаронами, а также шнуровки, монетки, пуговицы. То же самое (под присмотром взрослого!) вы можете предложить деткам и дома. Например, изготовить из пластиковой бутылки импровизированную куклу с отверстием-ротиком и "кормить" её фасолью, макаронами, изюмом.

В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям — терпения в кропотливом труде воспитания и обучения.

 

Комментарии  

 
+3 #1 Ирина 09.06.2013 06:37
Хороший материал. Огромное спасибо.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Уникальная методика ускорения автоматизации звуков у детей и взрослых с дизартрией

КУПИТЬ

Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"

СКАЧАТЬ

ОБУЧИТЬСЯ

 

Книга "Детство с синдромом Дауна"

КУПИТЬ

 

Задать вопрос логопеду

Помощь сайту
WebMoney Yandex LiqPay
 
Webmoney
Валюта и сумма:
 
 
Yandex
Введите сумму: 
 руб.
счёт 410012145866123
 
 
liqpay.com
Стоимость:
 UAH - Грн
 
Блог о замечательном человечке
Своими руками
Блог о здоровье для всей семьи