Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

 

Сайт логопеда Силиной Татьяны Сергеевны

Zapis' na priem k logopedu

 

 

Приём ведет Силина Татьяна

Лечение заикания в Харькове

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи вследствие судорог в речевом аппарате. Судороги могут быть дыхательными, голосовыми, артикуляторными в зависимости от их локализации.

Заикание бывает:

-- органическое ( неврозоподобное)

-- функциональное (невротическое)

Также, в зависимости от вида судороги, заикание бывает клоническое, тоническое и смешанное, клоно-тоническое.

Устранение заикания представляет большую проблему, так как затруднительно выяснить причину, вызвавшую заикание. Единой причины не существует, поэтому работать приходится иногда «на ощупь», полагаясь на профессиональную интуицию.

Например,в отдельных случаях заикание является спутником ускоренной речи (тахилалии) и неразвитого чувства ритма. Таким детям, как правило, тяжело учить стихи наизусть. Они не чувствуют ритмического рисунка, пропускают слова, пытаясь передать только смысл стихотворного произведения. В таком случае результат достигается, когда ребёнка (подростка) обучают неспешной речи, ориентированной на ритм метронома.

И совершенно другой случай, где заикание связано с неумением формировать внутреннее высказывание, с боязнью общаться с незнакомыми людьми. В этом случае работа должна строиться совсем иначе.

Усугубляющим фактором при заикании является фиксация заикающегося на своём дефекте. В зависимости от её степени требуется психотерапевтическая помощь, направленная на приобретение уверенности в себе. На осознание своих возможностей говорить плавно. Чтобы не усиливать фиксацию на дефекте, не рекомендуется перебивать ребёнка, заканчивая фразу. Нужно иметь терпение и выслушать его. Также старайтесь внимательно слушать именно смысл повествования, а не качество речи. Если в Ваших глазах будет искренняя заинтересованность, то ребёнку будет легче высказаться.

Бывает, что в спокойной обстановке, в самостоятельной игре. Когда нет контроля речи со стороны посторонних, ребёнок абсолютно не заикается. В этом случае имеет смысл работать только над десенсебилизацией, то есть над адаптацией ребёнка к условиям стресса. Постепенное создание стрессовых ситуаций приведёт к тому, что они перестанут быть стрессовыми.

Когда метод воздействия подобран соответственно причине заикания, мы наблюдаем случаи абсолютного исцеления от этого недуга.

Хочу привести примеры из личного опыта, когда заикающиеся были избавлены от своего недуга навсегда.

1. Подросток. Обратились за помощью через 2 недели после начала заикания, когда ещё не было фиксации на дефекте. Использован метод синхронизации речи и ведущей руки. За 2 месяца ушло бесследно.

2. Ребёнок-дошкольник. Через 2 недели от начала заикания родители увезли его в санаторий, сменили городскую обстановку на спокойную природную среду. Осталось в истории как эпизод.

3. Подросток. Синхронизация работы ведущей руки и речи.

4. Взрослый. Уверовал в Бога. Чудо исцеления/ христианская психотерапия.

5. Взрослый. Заучивание текстов наизусть.

6. Ребёнок. Су-Джок. Иглорефлексотерапия.

7. Взрослый. 2 часа в день слушал 40-ю симфонию Моцарта.

8. Подросток. Взрослый. Длительная работа в аппарате «Золотой голос»

9. Взрослый. Занятия йогой, саморазвитие.

Используя логопедические методы, работу нужно начинать с того вида речи (сопряжённая, отражённая, вопросно-ответная, монологическая), с того темпа и громкости, а также с того состояния расслабления, в котором пациент не заикается. То есть, важен индивидуальный подход к каждому.

В то же время, психологические особенности заикающихся требуют групповой работы. Поэтому, так или иначе, мы склоняемся к работе в группе. Ведь заикание—это нарушение общения, и преодолевать его надо, общаясь.

Кроме того, в коррекции нуждается не только речь, но и вся личность заикающегося. Целесообразно накануне курса провести тщательное психологическое обследование, тестирование учеников, чтобы разработать направления работы с личностью. Необходима в равной мере как логопедическая, таки психотерапевтическая помощь.

Наиболее приемлемым, на мой взгляд, методом психотерапии для детей является сказкотерапия. Её действие на заикающегося ребёнка мы наблюдали, когда работали в паре со сказкотерапевтом в клубе «Голубая Пирамидка». Сказка давала ребёнку необходимый настрой и расслабление. После сеанса сказкотерапии (в котором использовалась и изо-, и музыкотерапия) дети довольно продуктивно занимались на логопедическом занятии, так как они были не напряжены. В целом, такая пара занятий составляла 2 часа (120мин).

Однако, сказкотерапия в процессе обучения детей плавной речи нам нужна не только для релаксации. Полученные детьми навыки плавной речи должны закрепиться. И сделать это с детьми проще всего во время сказочных театральных постановок, в непринуждённой атмосфере. Дети становятся актёрами театра, на их дефекте никто не заостряет внимание. Мы не говорим детям, что собираемся устранять заикание, а говорим, что будем учиться сценической речи и актёрскому мастерству, учиться быть актёрами. В последний день курса проводится ритуал посвящения в актёры нашего театра и прощальный, заключительный спектакль.

Таким образом, назрела необходимость того, чтобы и логопедическими, и арт (изо-, сказко-, музыко-) терапевтическими методами пользовался один и тот же человек, логопед-психолог. Тогда, зная конечную цель, а также мелкие промежуточные речевые цели, он будет сам подбирать методы психотерапии для наиболее эффективного достижения этих целей. О необходимости такого человека-оркестра говорила и к.п.н. Садовникова Е.Н., когда создавала свою методику коррекции заикания, использующую сказкотерапию.

Каждый логопед вправе пользоваться существующими коррекционными методиками, но большинство специалистов применяют микс из тех методик, которые им особо нравятся. И я не исключение. Создавая свою 10-дневную обучающую программу, я использовала те методы, которые считаю наиболее эффективными.

За канву я взяла 10-дневный курс М.С. Норбекова, так как наблюдала после его 10-дневок исчезновение заикания у детей и подростков. Что именно взято мною из этой оздоровительной системы?

1. Суставная гимнастика, формирующая правильную осанку, что необходимо для заикающегося.

2. Смехотерапия.

3. Дыхательные упражнения

4. Идеомоторный массаж

5. Поддержание хорошего настроения (с акцентом на то, что им необходимо делиться с ближним—моё, авт. )

6. Медитативные упражнения на расслабление.

7. Медитативные упражнения на взращивание в себе уверенности.

8. Концерт в конце курса, который подкрепляет каждого в уверенности в своих возможностях.

Также я использую в своей программе упражнения на снятие мышечного напряжения из ПИМР (автор к.м.н. Мишанова М.К.) и упражнения на формирование правильной осанки и речевого дыхания.

Кроме того, я не обошлась без музыкотерапии. Регулярно, каждый день ученики слушают 40-ю симфонию Моцарта, имеющую колоссальный терапевтический эффект. Также прослушиваем песни Натальи Афанасьевой и Алексея Рощина, признанные музыкотерапевтическими. Вместе с прослушиванием музыки применяется ароматерапия. Красной нитью через всю программу проходит методика синхронизации речи и ведущей руки , предложенная Андроновой-Арутюнян, и принципы театральной педагогики Станиславского.

Ученики учат 4 правила речи:

--правильная осанка;

--брюшное дыхание;

--открытый голос;

--чёткая артикуляция.

В соответствии с этими правилами подбираются упражнения.

Отдельным пунктом в перечне методик стоит сказкотерапия. Сказка используется, во-первых, для достижения ребёнком максимального расслабления. Для детей естественно играть в сказку, они в своей стихии. В таких условиях дети обычно не заикаются. От сказочных релаксаций ведущий курса постепенно переводит ребёнка в реальность, то есть усиливает стресс. В то же время, ребёнок получает речевые задания в сказочной форме, учится плавно говорить, находясь одновременно и в сказке, и в реальной жизни. Совместить сказку и стрессовую нагрузку реальной обстановки позволяет театр. С одной стороны, ребёнок в роли отвлечён от серьёзной и напряжённой действительности. С другой стороны, он на сцене, на глазах зрителей. Идеально было бы создать ребёнку дома ощущение постоянной сказки, то есть общаться с ним, играя во что-то, как на сцене театра или в кино. К сожалению, этот самый простой метод оказывается родителям не под силу. Даже замедлить темп речи дома многие отказываются, не говоря о сказке. Но, знаю по опыту, что это реально. В моей практике был пример такого образцового папы-сказочника. Очень ярко подтверждает необходимость такой игры для детской психики и доступность её воплощения фильм «Жизнь прекрасна». Рекомендую к просмотру.

Важнейшим моментом в работе по устранению заикания является работа с личностью, преодоление страха речи, страха общения с незнакомыми людьми. Для этого используется тот же приём, что и на тренингах уличных знакомств – выход в город, на улицы. Никогда не преодолеть страха общения, сидя в четырёх стенах. Нужно выходить и тренироваться. Ученики получают на улице вербальные задания и расходятся, выполняя их. За выполненное задание получают фишку. По сумме фишек—подарок, бонус. Каждая добытая фишка для ученика является символом его маленькой победы, успеха, положительного опыта.

На занятиях в зале дети и взрослые осваивают навыки правильной плавной речи. Но вспомнить их и начать использовать в стрессовой ситуации оказывается практически невозможным. В таком случае на помощь приходит состояние под условным названием «Пять», которое мы учим всю десятидневку. Это состояние максимального расслабления. Вспомнив его мгновенно, ученик снимает в себе все блоки, как мышечные, так и психические. Он позволяет своему телу принять естественное для человека, расслабленное состояние, которое, в свою очередь, является пусковым механизмом для включения и соблюдения всех условий правильной речи:

-осанки

-дыхания

-голоса

-артикуляции.

Слово «пять» является для учеников вербальным сигналом, командой, по которой тело «включает» нужное состояние, если оно известно телу и закреплено на уровне мышечной памяти.

Психотерапия во время курса подразумевает знание проблем и особенностей каждого конкретного ребёнка и подростка. Для этого необходимо провести накануне обследование, тестирование в той форме, которая удобна специалисту. А ещё лучше узнать этих детей в динамике, в процессе хотя бы непродолжительной работы. За время работы с заикающимися детьми мне удалось выяснить, что многим из них присуща проблема соответствия родительским ожиданиям и ожиданиям окружающих. Дети находились под грузом того, что считали своим долгом соответствовать родительским ожиданиям. Это создавало им излишнее напряжение. Кроме этого, они переживали о впечатлении, которое произведут на окружающих своей речью. Проанализировав эти особенности, я направила арт-терапию на борьбу с этим.

 

Комментарии  

 
0 #1 Денис 21.12.2014 06:37
Хочу сказать Силиной Татьяне огромное спасибо.Она помогла разобраться в себе,показала методики,которы е я активно использую.Таня человек который умеет выслушать,а для заикающегося человека это очень важно.Мне будет нехватать нашей группы)))Заняти я были веселые и плодотворные.Всем тем кто столкнулся с проблемой заикания,рекоме ндую отличного логопеда Силину Татьяну!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Уникальная методика ускорения автоматизации звуков у детей и взрослых с дизартрией

КУПИТЬ


Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"

СКАЧАТЬ

ОБУЧИТЬСЯ

Книга "Детство с синдромом Дауна"

КУПИТЬ

 

Задать вопрос логопеду

Помощь сайту
WebMoney Yandex LiqPay
 
Webmoney
Валюта и сумма:
 
 
Yandex
Введите сумму: 
 руб.
счёт 410012145866123
 
 
liqpay.com
Стоимость:
 UAH - Грн
 

Вас также может заинтересовать

Блог о замечательном человечке
Своими руками
Блог о здоровье для всей семьи