Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,
Канистерапия. Собака - друг или доктор? |
Основное отличие в обучении здорового ребёнка и ребёнка с особыми потребностями состоит в том, что ребёнку с проблемами в развитии требуется гораздо больше времени для усвоения новых знаний и приобретения определённых навыков. То, что обычный школьник или дошкольник научится делать за два урока, ребенок с особенностями развития сможет осилить, скажем, за двадцать занятий. Иногда на приобретение какого-либо навыка потребуется год или более – это зависит от физических и умственных возможностей ребёнка. Чтобы ускорить этот процесс, современные психологи, педагоги, реабилитологи ищут новые методы и приёмы работы, прибегают к помощи специалистов смежных областей знаний и даже к терапевтической помощи живой природы. Так возникла анималотерапия – терапия с помощью животных. Родители детей с особыми потребностями наслышаны о чудодейственном влиянии дельфинов, лошадей и собак на развитие ребёнка. Большинство из них уверены, что простое общение ребёнка с животным и есть анималотерапия, а катание на лошадях – иппотерапия, и считают, что появление собаки в доме окажет волшебное воздействие на здоровье их ребёнка. Однако, это совсем не так. Анималотерапия – это не новое модное слово, которым назвали старое и всем доступное общение с живой природой. Это современное вспомогательное реабилитационное направление, использующее животных для наиболее эффективного достижения поставленных реабилитационных целей. Так, в дельфинотерапии используются дельфины, в иппотерапии – лошади, в канистерапии – собаки. Поскольку основным принципом любой терапии есть принцип «Не навреди!», анималотерапия имеет множество нюансов. Познакомиться с ними мне представилось возможным в январе этого года в Харькове на семинаре-презентации «Канистерапия: стандарты и правила работы», который организовали Общественное движение «Щит» (Харьков, руководитель – Осипенко А.В.) и Польское канистерапевтичекое общество (ПОК). Председатель ПОК Анна Хатле-Тафельска, её заместитель Йоанна Кийовска-Лясек, эксперт по стандартам Влоджимеж Чёчь и собака-терапевт Негра, чёрный лабрадор-ретривер, проделали нелёгкий путь из Польши в Харьков, чтобы встретиться с участниками семинара, съехавшимися со всей Украины, и рассказать о своей работе. О положительном влиянии собаки на человека знали ещё древние греки, но научную основу этому подвели только в 50–60-х годах ХХ столетия. Американский врач- психиатр Борис Левинсон заметил, что ребёнок с аутизмом обращает внимание на собаку, находившуюся в его кабинете во время сеанса лечения. Надо отметить, что простое применение собак в лечении больных ещё нельзя назвать канистерапией, т.е. терапией с участием животных. Собака может оказывать на человека направленное и ненаправленное действие. К ненаправленному действию можно отнести возникновение положительных эмоций у человека от общения с собакой, пользу для здоровья от прогулок на свежем воздухе, чувство безопасности, когда рядом находится собака. Направленное действие подразумевает определённую цель и её достижение. Там, где эта цель ставится, и начинается канистерапия. Внедрять канистерапию в Польше начали в 2002 году с визитов вместе с собакой в детские учреждения, дома престарелых, тюрьмы. К визитной собаке, конечно же, предъявляются определённые требования, но они ещё не настолько жёсткие, как к собаке-терапевту. В 2004 году была создана Польская канистерапевтическая организация, и внедрение канистерапии стало более активным. Кроме проведения встреч с собакой, общения с ней, применяли метод участия собаки на уроках в школе. Например, дети в течение месяца изучают какую-то тему по учебному предмету, а потом к ним на урок приводят собаку, которая является не только вознаграждением, но и помощником в учёбе. Ожидаемый урок вместе с животным – серьёзный стимул для того, чтобы стараться как можно лучше выучить тему. И, наконец, после программ «Визит с собакой» и «Обучение с собакой» начала действовать программа «Терапия с собакой». Терапия подразумевает работу с запланированной реабилитационной целью. Методику проведения занятий подбирает врач, реабилитолог, психолог (в зависимости от специфики цели). Обязателен индивидуальный подход. Канистерапевтические занятия детально документируются. К участникам предъявляются жёсткие требования – как к канистерапевту, так и к собаке-терапевту. У ребёнка к этим занятиям тоже не должно быть противопоказаний, а именно:
Канистерапевт, работающий с собакой, должен быть специально обученным и иметь сертификат. Собака также должна иметь сертификат собаки-терапевта, который ежегодно подтверждается, и все необходимые ветеринарные документы. Надо заметить, что далеко не каждая собака может участвовать в реабилитации особых детей. Собака-терапевт должна быть общественной, т.е. вести себя без хозяина так же, как и с ним, выполнять чужие команды; предсказуемой; разумно послушной, т.е. в некоторых ситуациях действовать самостоятельно. Непригодными для канистерапии признаны бойцовские, сторожевые и охранные породы собак. В ПОК работают лабрадор-ретривер, бернский зенненхунд, кавалер-чарльз-спаниель. Также используют в работе папильона и китайскую хохлатую собаку. Для того чтобы воспитать собаку-терапевта, тщательнейшим образом отбирается щенок определённой породы у родителей с отменными данными. С 5-го дня жизни щенка развивают так же, как развивают детей раннего возраста. На него воздействуют разными сенсорными раздражителями: кладут на холодное – тёплое, шершавое – гладкое и т.д. Щенка опускают вниз головой и делают с ним упражнения, напоминающие динамическую гимнастику для малышей. По мере взросления проводят социализацию щенка, обучают его послушанию и дрессируют. Собаку специально обучают тем трюкам, которые понадобятся в реабилитации детей. Польские канистерапевты разработали канистерапевтические программы – «Посмотри на меня», «Опиши меня», «Прикоснись ко мне», «Играй, учись со мной», «Давай упражняться вместе». Кроме этого, ПОК проводит специальные занятия по формированию кинологической культуры в школах и детских садах страны. Детей учат правильно ухаживать за собакой, общаться с ней, убирать за ней на улице, а также, что очень важно, учат, как обезопасить себя при нападении собак. Участникам семинара было предложено сыграть роль детей, чтобы увидеть, как работает собака-терапевт Негра. Вот несколько упражнений. «Собери и покорми» «Варим суп» «Спаси собаку в океане» «Игра в кубик» «Парикмахерская» Польские специалисты обратили особое внимание на то, что семьям, где есть дети с особыми потребностями, НЕ СЛЕДУЕТ заводить собаку, рассчитывая на то, что из неё можно сделать собаку-терапевта. Во-первых, это огромный труд и ответственность. Если серьёзно заниматься обучением такой собаки, то на обучение собственного ребёнка не останется времени. Во-вторых, чтобы собака была стимулом к обучению и развитию, дети должны видеть её время от времени, а не каждый день. Польша – единственная пока страна в мире, где удалось добиться введения профессии канистерапевта в реестр профессий (с 1 июня 2010 года). Сейчас Польское канистерапевтическое общество проводит обучающие лагеря для специалистов из Латвии. Они приглашают и украинских специалистов пройти обучение и стать канистерапевтом. К сожалению, в Украине канистерапия не является лицензированной деятельностью, то есть её, по сути, нет. Нет специалистов, нет специально обученных собак. Но есть энтузиасты, которые готовы поехать в лагерь, учиться у поляков и привезти это чудо, терапию с помощью животных, нуждающимся в Украине, подобно Прометею, который принёс огонь людям. Так что надежда на развитие канистерапии в нашей стране есть. Татьяна Силина * Киноло?гия (от др.-греч. ???? (кинос) — собака и ????? (логос) — наука) — наука о собаках
|
Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"
Комментарии
Наталья, очень рада помочь. Сама вынашиваю идею написания серьёзной работы по анималотерапии.
RSS лента комментариев этой записи