Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

 

Сайт логопеда Силиной Татьяны Сергеевны

Zapis' na priem k logopedu

 

 

Приём ведет Силина Татьяна

Канистерапия. Собака - друг или доктор?

Основное отличие в обучении здорового ребёнка и ребёнка с особыми потребностями состоит в том, что ребёнку с проблемами в развитии требуется гораздо больше времени для усвоения новых знаний и приобретения определённых навыков. То, что обычный школьник или дошкольник научится делать за два урока, ребенок с особенностями развития сможет осилить, скажем, за двадцать занятий. Иногда на приобретение какого-либо навыка потребуется год или более – это зависит от физических и умственных возможностей ребёнка.

Чтобы ускорить этот процесс, современные психологи, педагоги, реабилитологи ищут новые методы и приёмы работы, прибегают к помощи специалистов смежных областей знаний и даже к терапевтической помощи живой природы. Так возникла анималотерапия – терапия с помощью животных.

Родители детей с особыми потребностями наслышаны о чудодейственном влиянии дельфинов, лошадей и собак на развитие ребёнка. Большинство из них уверены, что простое общение ребёнка с животным и есть анималотерапия, а катание на лошадях – иппотерапия, и считают, что появление собаки в доме окажет волшебное воздействие на здоровье их ребёнка. Однако, это совсем не так.

Анималотерапия – это не новое модное слово, которым назвали старое и всем доступное общение с живой природой. Это современное вспомогательное реабилитационное направление, использующее животных для наиболее эффективного достижения поставленных реабилитационных целей. Так, в дельфинотерапии используются дельфины, в иппотерапии – лошади, в канистерапии – собаки. Поскольку основным принципом любой терапии есть принцип «Не навреди!», анималотерапия имеет множество нюансов. Познакомиться с ними мне представилось возможным в январе этого года в Харькове на семинаре-презентации «Канистерапия: стандарты и правила работы», который организовали Общественное движение «Щит» (Харьков, руководитель – Осипенко А.В.) и Польское канистерапевтичекое общество (ПОК). Председатель ПОК Анна Хатле-Тафельска, её заместитель Йоанна Кийовска-Лясек, эксперт по стандартам Влоджимеж Чёчь и собака-терапевт Негра, чёрный лабрадор-ретривер, проделали нелёгкий путь из Польши в Харьков, чтобы встретиться с участниками семинара, съехавшимися со всей Украины, и рассказать о своей работе.

О положительном влиянии собаки на человека знали ещё древние греки, но научную основу этому подвели только в 50–60-х годах ХХ столетия. Американский врач- психиатр Борис Левинсон заметил, что ребёнок с аутизмом обращает внимание на собаку, находившуюся в его кабинете во время сеанса лечения.

Надо отметить, что простое применение собак в лечении больных ещё нельзя назвать канистерапией, т.е. терапией с участием животных.

Собака может оказывать на человека направленное и ненаправленное действие. К ненаправленному действию можно отнести возникновение положительных эмоций у человека от общения с собакой, пользу для здоровья от прогулок на свежем воздухе, чувство безопасности, когда рядом находится собака. Направленное действие подразумевает определённую цель и её достижение. Там, где эта цель ставится, и начинается канистерапия.

Внедрять канистерапию в Польше начали в 2002 году с визитов вместе с собакой в детские учреждения, дома престарелых, тюрьмы. К визитной собаке, конечно же, предъявляются определённые требования, но они ещё не настолько жёсткие, как к собаке-терапевту.

В 2004 году была создана Польская канистерапевтическая организация, и внедрение канистерапии стало более активным. Кроме проведения встреч с собакой, общения с ней, применяли метод участия собаки на уроках в школе. Например, дети в течение месяца изучают какую-то тему по учебному предмету, а потом к ним на урок приводят собаку, которая является не только вознаграждением, но и помощником в учёбе. Ожидаемый урок вместе с животным – серьёзный стимул для того, чтобы стараться как можно лучше выучить тему.

И, наконец, после программ «Визит с собакой» и «Обучение с собакой» начала действовать программа «Терапия с собакой». Терапия подразумевает работу с запланированной реабилитационной целью. Методику проведения занятий подбирает врач, реабилитолог, психолог (в зависимости от специфики цели). Обязателен индивидуальный подход. Канистерапевтические занятия детально документируются. К участникам предъявляются жёсткие требования – как к канистерапевту, так и к собаке-терапевту. У ребёнка к этим занятиям тоже не должно быть противопоказаний, а именно:

  • аллергии на собак;
  • открытых ран;
  • заболеваний кожи;
  • инфекционных заболеваний;
  • паразитов;
  • повышенной температуры.

Канистерапевт, работающий с собакой, должен быть специально обученным и иметь сертификат. Собака также должна иметь сертификат собаки-терапевта, который ежегодно подтверждается, и все необходимые ветеринарные документы. Надо заметить, что далеко не каждая собака может участвовать в реабилитации особых детей. Собака-терапевт должна быть общественной, т.е. вести себя без хозяина так же, как и с ним, выполнять чужие команды; предсказуемой; разумно послушной, т.е. в некоторых ситуациях действовать самостоятельно.

Непригодными для канистерапии признаны бойцовские, сторожевые и охранные породы собак. В ПОК работают лабрадор-ретривер, бернский зенненхунд, кавалер-чарльз-спаниель. Также используют в работе папильона и китайскую хохлатую собаку. Для того чтобы воспитать собаку-терапевта, тщательнейшим образом отбирается щенок определённой породы у родителей с отменными данными. С 5-го дня жизни щенка развивают так же, как развивают детей раннего возраста. На него воздействуют разными сенсорными раздражителями: кладут на холодное – тёплое, шершавое – гладкое и т.д. Щенка опускают вниз головой и делают с ним упражнения, напоминающие динамическую гимнастику для малышей. По мере взросления проводят социализацию щенка, обучают его послушанию и дрессируют. Собаку специально обучают тем трюкам, которые понадобятся в реабилитации детей.

Польские канистерапевты разработали канистерапевтические программы – «Посмотри на меня», «Опиши меня», «Прикоснись ко мне», «Играй, учись со мной», «Давай упражняться вместе». Кроме этого, ПОК проводит специальные занятия по формированию кинологической культуры в школах и детских садах страны. Детей учат правильно ухаживать за собакой, общаться с ней, убирать за ней на улице, а также, что очень важно, учат, как обезопасить себя при нападении собак.

Участникам семинара было предложено сыграть роль детей, чтобы увидеть, как работает собака-терапевт Негра. Вот несколько упражнений.

«Собери и покорми»
На пол высыпают сухой корм. Детям предлагают тянуть карточки разных цветов, потом выдают мисочки такого же цвета, как и вытянутая карточка (еще один плюс: дети таким образом закрепляют названия цветов). Затем они получают деревянные щипцы, с помощью которых будут собирать рассыпанный корм. Собака при этом находится рядом, но она неподвижна и даже не пытается подбирать корм. Кто из детей соберёт больше корма в миску, т.е. работает быстрее, тот и получит право первым кормить собаку, причём кормит тоже из щипцов, тренируя пинцетный захват.

«Варим суп»
Ребёнку выдаётся пластиковая мисочка и ложка. Канистерапевт сообщает, что сейчас будем варить суп. Предлагается назвать любой овощ, который кладётся в суп, и вспомнить, какого он цвета. Затем ребёнку дают банку со специальным печеньем для собак разных цветов. Ученик выбирает печенье такого же цвета, как названный овощ. Количество выбранных печенюшек определяется количеством точек на кубике, который перед этим бросается. Ребёнок считает, сколько точек выпало на кубике, а потом отсчитывает столько же печений, кладя их в мисочку. Канистерапевт напоминает, что для супа нужна вода. Теперь ребёнок учится открывать крышечку с бутылки, а это довольно непросто для многих детей. Открутив, нужно аккуратно, не разливая воду, налить её в мисочку. (Если быть внимательным, то можно заметить, что многие упражнения взяты из методики Марии Монтессори, только здесь они проводятся с помощью собаки). Следующее задание – вылавливание печенья из воды ложкой и кормление собаки. Выполняя это упражнение, ребёнок ещё и активизирует свою речь, ибо вынужден сказать «ам», давая собаке печенье в ложке. Без команды «ам» обученная собака даже не откроет рот.

«Спаси собаку в океане»
Собака находится в положении лёжа посреди комнаты. К ней выкладывается массажная дорожка из специальных элементов. Детям говорят, что собака уже неделю находится в океане на острове без еды. Нужно пройти по «островкам» и покормить собачку. Это упражнение развивает общую моторику и координацию движений.

«Игра в кубик»
Ребёнку выдаётся большой мягкий кубик, к граням которого на липучках прикреплены изображения собаки в разных положениях. Ребёнок бросает куб и смотрит, что на нём выпадает. Например, кубик показал, что собака сидит. Ребёнок подаёт команду «Сидеть!». Многие дети не могут произносить слова разборчиво, так, чтобы животное среагировало на команду. Но результат они должны увидеть. Поэтому, даже если ребёнок произнесёт только первый звук [с], а не всё слово, собака должна сесть (она сделает это по жесту канистерапевта). Затем ребёнку предлагается подражать собаке, т.е. сесть так, как и она.

«Парикмахерская»
Детям предлагается украсить собаку заколками-крабами, резинками, бантиками, цветными шнурочками (развивается мелкая моторика пальцев рук). По окончании нарядную собаку водят по коридорам школы, показывают директору, который одобряет такие игры, хвалит детей.

Польские специалисты обратили особое внимание на то, что семьям, где есть дети с особыми потребностями, НЕ СЛЕДУЕТ заводить собаку, рассчитывая на то, что из неё можно сделать собаку-терапевта. Во-первых, это огромный труд и ответственность. Если серьёзно заниматься обучением такой собаки, то на обучение собственного ребёнка не останется времени. Во-вторых, чтобы собака была стимулом к обучению и развитию, дети должны видеть её время от времени, а не каждый день.

Польша – единственная пока страна в мире, где удалось добиться введения профессии канистерапевта в реестр профессий (с 1 июня 2010 года). Сейчас Польское канистерапевтическое общество проводит обучающие лагеря для специалистов из Латвии. Они приглашают и украинских специалистов пройти обучение и стать канистерапевтом. К сожалению, в Украине канистерапия не является лицензированной деятельностью, то есть её, по сути, нет. Нет специалистов, нет специально обученных собак. Но есть энтузиасты, которые готовы поехать в лагерь, учиться у поляков и привезти это чудо, терапию с помощью животных, нуждающимся в Украине, подобно Прометею, который принёс огонь людям. Так что надежда на развитие канистерапии в нашей стране есть.

Татьяна Силина

* Киноло?гия (от др.-греч. ???? (кинос) — собака и ????? (логос) — наука) — наука о собаках

Польский семинар по канистерапии
Польский семинар по канистерапии
Польский семинар по канистерапии
Польский семинар по канистерапии
Польский семинар по канистерапии
Польский семинар по канистерапии
Польский семинар по канистерапии
Польский семинар по канистерапии

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Уникальная методика ускорения автоматизации звуков у детей и взрослых с дизартрией

КУПИТЬ


Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"

СКАЧАТЬ

ОБУЧИТЬСЯ

Книга "Детство с синдромом Дауна"

КУПИТЬ

 

Задать вопрос логопеду

Помощь сайту
WebMoney Yandex LiqPay
 
Webmoney
Валюта и сумма:
 
 
Yandex
Введите сумму: 
 руб.
счёт 410012145866123
 
 
liqpay.com
Стоимость:
 UAH - Грн
 
Блог о замечательном человечке
Своими руками
Блог о здоровье для всей семьи