Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

 

Сайт логопеда Силиной Татьяны Сергеевны

Zapis' na priem k logopedu

 

 

Приём ведет Силина Татьяна

Детские книги и их роль в развитии речи ребёнка

В который раз "путешествуя" по книжному рынку, я слышу от продавцов одни и те же вопросы: "Какую книгу ищете?" и "Сколько лет Вашему ребёнку?" Ни на один из этих вопросов я не могу ответить так, чтобы это удовлетворило продавца. Почему? Потому что мой ребёнок особенный, и уровень его развития не соответствует календарному возрасту. А книги, которые мы с сыном читаем, это не просто сказки, которые ребёнку его возраста необходимо знать, это наши первые учебники.

При выборе книги для своего ребёнка-дошкольника я обращаю внимание, прежде всего, на иллюстрации. Они должны быть "живыми", приятными глазу, занимать большую часть страницы, содержать те детали, которые уже выучены и проработаны по предметным картинкам, а также что-то новое. Приблизительно это выглядит так. Если мы читаем ребёнку: "Жил-был кот. Он обул сапоги, взял мешок и пошёл…", то это значит, что и кота, и сапоги, и мешок ребёнок сначала изучил в жизни, потом увидел и назвал на предметной картинке. Теперь ему предлагается использовать эти слова в предложении. Я читаю : "Жил-был…" и пальцем указываю на кота. Ребёнок говорит: "Кот". То же самое происходит с сапогами и с мешком. Известное дело, что сказка Шарля Перро "Кот в сапогах" начинается совсем не так. Не беда. Мы заклеиваем белой бумагой оригинальный текст и прямо от руки пишем свой (можно, конечно, и напечатать), необходимый нам текст, опираясь на иллюстрации. Не страшно, и даже хорошо, если в книге будут и незнакомые, неизученные предметы. Необязательно их нужно тут же все выучить, достаточно 1-2 новых. Берём, например, понятие "карета" и вводим его в текст, указывая при чтении пальцем. "По дороге едет карета." У ребёнка уже есть достаточный опыт, связанный с понятиями "дорога" и "едет". Он может даже назвать карету машиной. Тут же делаем поправку : "Нет, карета. Лошади запряжены. Везут карету." Малыш сразу осознаёт свой промах. До этого были изучены "телега" на предметной картинке, "кибитка" и "дровни" в стихотворении А. Пушкина. В них тоже запрягают лошадей. Не стоит недооценивать своего ребёнка, умышленно обедняя его словарный запас и называя и телегу, и карету, и кибитку, скажем, повозкой. Придёт время, выучим ещё и "воз", который "и ныне там". Но до И. А. Крылова мы ещё не добрались. Вводить в лексикон ребёнка новое понятие имеет смысл, если предполагается его дальнейшее закрепление. Поэтому, выбираем новые предметы, продумывая, где ещё мы сможем их показать в ближайшее время. Следующая сказка, которая будет прорабатываться после "Кота в сапогах"-- это "Золушка". И там, конечно же, есть изученное транспортное средство. К этому времени достаточно будет только указать пальцем в его сторону, и ребёнок сам произнесёт слово. Он перенесёт свои знания в новую ситуацию, в другую сказку, сориентируется, узнает предмет на незнакомой иллюстрации.
Поэтому, листая книги у прилавка, я могу искать всего лишь иллюстрации. Мне нужны конкретные предметы, которые мы сейчас изучаем. И если в какой-либо книге я увижу ту же карету или кибитку, я эту книгу куплю. Да, порой два новых слова  в лексиконе ребёнка могут стоить недёшево. Но цель оправдывает средства. Думаю, родители со мной согласятся, особенно родители неговорящих детей.
Максимально упрощённая, адаптированная сказка выступает в роли учебника по развитию речи для малыша. Полезно покупать одну и ту же сказку разных издательств, чтобы иллюстрации были разными, добавлялись новые детали, а герои были теми же, знакомыми. Мы с сыном держим в руках всё того же "Кота в сапогах", но это уже другое издание. Здесь есть мельница, башня, крепостная стена, замок. К этому времени мой ребенок выучил слово "мельница" на предметной картинке, знает картину И.Айвазовского "Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца", видел фото старинной мельницы, сделанное мною на экскурсии по Полтавской области. Он знает, что на мельнице из зерна делают муку, а из муки пекут хлеб. Об этом я говорила ему при любой возможности. Например, изучая картину И.Шишкина "Рожь", мы не ограничились созерцанием пейзажа, а ещё и выстроили последовательную цепочку "колос-коса-зерно-мельница-мука-тесто-хлеб". Кстати, в этом издании "Кота в сапогах" крестьянин держит в руке серп, а не косу. Я уточняю: "В руке у него острый серп, такая коса".
Такое понятие, как "замок", мой сын знает по предметной картинке, на которой отрабатывали произношение. А вот "стена" и "башня" изучены вдоль и поперёк. Просматривали вместе фото, сделанные мною в Москве (Кремлёвская стена, Спасская башня), в Судаке (Генуэзская крепость, крепостная стена и башни). На предметных картинках серии "Маленький гений" были Китайская стена, Эйфелева башня, Биг Бен. Дома у нас есть сувенир "Эйфелева башня", привезённый нам в подарок бабушкой и дедушкой из Парижа. Когда идём на занятия, проходим французскую булочную, на двери которой изображение этой самой башни. Каждый раз, при любой возможности мы повторяем слово.
Несмотря на то, что "Кот в сапогах" прочитан от корки до корки, ещё и в разных вариантах, будет абсолютно неверно сказано, что ребёнок знает эту сказку. Сколько бы я ни старалась, как бы ни приближала сюжет к оригинальному, адаптируя произведение, некоторые моменты мой сын ещё не в состоянии понять. Например, превращение людоеда в мышь. Да и кто такой людоед, я ещё не смогу ему объяснить. Но всему своё время.

P.S. Я бы рекомендовала родителям обратить внимание на книги с иллюстрациями художника И. Приходкина, а именно на серию "Пять сказок" (Издательство "Фламинго"). Также великолепны для развития речи книги издательства "Проф-Пресс" : "Лучшие сказки малышам", "Любимые сказки малышам", "Волшебные сказки малышам" и т.д.

Одним из эффективнейших способов развития речи детей дошкольного возраста является чтение им стихотворных текстов и разучивание их наизусть. Большинство детей с удовольствием слушают стихотворения А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского.
Читать детям стихи мы начинаем раньше, нежели дети в состоянии их понять. Малышам нравится сама мелодика рифмованной речи, они заворожено слушают её, пытаются повторять отдельные слова, слоги, звуки, ещё толком не умея говорить. Этот период мы можем использовать, чтобы обучить ребёнка тому приёму работы, который пригодится нам в дальнейшем. Как только мы услышим, что ребёнок может и хочет произносить отдельные слова или слоги в тексте стихотворения, мы делаем перед ними паузу и ждём, пока он самостоятельно произнесет то, что умеет.
Например, ребёнок уже легко может произнести слова "бом" и "дом". Делаем перед ними остановку во время чтения и даём возможность ребёнку сказать эти слова самостоятельно.

Тили-(бом), тили-(бом),
Загорелся кошкин (дом).
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин (дом).

Таким образом, родитель с ребёнком читают стихи вместе, как бы распределяя нагрузку на двоих. В такой ситуации ребёнок не чувствует, что от него хотят чего-то трудного и непосильного. Наоборот, произнести нужно только то, что по силам, а в остальном на помощь придёт взрослый. Такой вид работы сообща, где взрослый оказывает необходимую помощь своему ребёнку и хвалит его за самостоятельно произнесённое слово, укрепляет отношения между малышом и родителем, стимулирует к дальнейшей совместной работе.
Этот приём нам пригодится для автоматизации звуков в слоге. Взрослому следует сначала самому изучить произведение и выделить карандашом в тексте те места, которые он будет предлагать произнести ребёнку. Например, ваш малыш недавно научился произносить звуки [к],[к'] и умеет говорить его в отдельных слогах. Вы читаете стихотворение и подчёркиваете карандашом те моменты, где строка заканчивается на открытый слог со звуком [к].

Я рубашку сшила мишКЕ,
Я сошью ему штанишКИ.
…………………………….
Повяжу ему салфетКУ,
Ешь котлетку, ешь конфетКУ.

По мере взросления вашего ребёнка и совершенствования его речи, будем подчёркивать и предлагать ему произнести уже не слоги, а целые слова с теми звуками, которые необходимо автоматизировать. Например, ребёнок полностью произнесёт слова "мишке" и "штанишки" в период автоматизации звука [ш] в словах. А когда будет изучать звук [ф], сам закончит строчки словами "салфетку","конфетку".
Какие стихотворения предлагать своему чаду, это дело вкуса родителей. Они ориентируются и на педагогическое чутьё, и на личные предпочтения. Конечно же, далеко не все родители рождаются педагогами, далеко не каждый родитель любит стихи. В таком случае я бы рекомендовала обратить внимание на книги с приблизительным названием "Читаем детям в детском саду". У меня в кабинете на полке стоят "Родничок" (книга для чтения в дошкольных учреждениях), 1980 года и "Читаем детям" (книга для чтения в национальных детских садах РСФСР), 1991года. Существуют и современные варианты. Эти книги рассчитаны на взрослых, т.е. сообщают взрослому, что нужно прочесть ребёнку. Но читать своему малышу прямо из такой книги не годится, т.к. в ней нет иллюстраций.  Возможно, Вы найдёте в книге для чтения хорошее стихотворное произведение, но не сможете найти его в продаже в детском иллюстрированном варианте. Тогда придётся соорудить книгу самостоятельно. Поверьте, это не худший вариант, т.к. вы сможете проиллюстрировать едва ли не каждое слово. Ребёнок не только услышит и запомнит, но ещё и детально поймёт текст благодаря иллюстрациям. Картинки несложно найти в интернете. Клеим их в альбом, подписываем под ними строки стихотворения, и "книга" готова. Часто такие самодельные книжки дети любят больше, чем готовые, купленные. Остаётся пожелать родителям творческого вдохновения для изготовления пособий, а малышам—успехов!

 

Комментарии  

 
+2 #1 Ирина 04.01.2012 12:03
Замечательная статья!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Уникальная методика ускорения автоматизации звуков у детей и взрослых с дизартрией

КУПИТЬ

Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"

СКАЧАТЬ

ОБУЧИТЬСЯ

 

Книга "Детство с синдромом Дауна"

КУПИТЬ

 

Задать вопрос логопеду

Помощь сайту
WebMoney Yandex LiqPay
 
Webmoney
Валюта и сумма:
 
 
Yandex
Введите сумму: 
 руб.
счёт 410012145866123
 
 
liqpay.com
Стоимость:
 UAH - Грн
 
Блог о замечательном человечке
Своими руками
Блог о здоровье для всей семьи