Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,
Жить в мире звуков |
Современная мама знает, что разговаривать со своим ребёночком можно (и нужно!) задолго до того, как он родится. То же рекомендуется делать и папе — общаться с "животиком" своей жены, так как слух человека формируется ещё в утробе матери, и ребёнок привыкает слышать голоса близких, ещё не родившись. Когда малыш рождается, слуховой анализатор по-прежнему остаётся для него жизненно важным, являясь одним из основных инструментов постижения мира. Слух помогает ребёнку не только узнавать близких, избегать опасности, ориентироваться в этом мире, но и воспринимать и перенимать речь, то есть обучаться говорить. Как это ни грустно, но сегодня в среднем один ребёнок из тысячи рождается с каким-либо нарушением слуха. Ещё 2-3 малыша теряют слух в первые два года жизни. И естественно, такие дети без вмешательства специалистов не могут овладеть речью. Мы в гостях у логопеда сурдологического центра Харьковской детской областной больницы Скребцовой Светланы Викторовны. "РК": - Светлана Викторовна, расскажите немного о себе. Как давно Вы работаете с детками? - Вообще, с детьми я работаю давно, ещё со времён окончания медицинского училища. После медучилища я работала медсестрой в отделении реанимации интенсивной терапии. Затем окончила ХГПУ им. Г.С. Сковороды по специальности "Дошкольное воспитание. Логопедия", и после окончания вуза работаю логопедом со слабослышащими детьми. "РК": - Я вижу, что у Вас занимается немало детишек. Не могли бы Вы рассказать о причинах такого несчастья — потери слуха у детей? - Основные причины врождённых нарушений — это наследственная предрасположенность, травмы во время родов, перенесённые инфекционные заболевания, влияние токсических веществ на плод. Приобретённая тугоухость возникает чаще всего вследствие воспалительных заболеваний среднего уха — отитов. Также нарушение слуха может быть осложнением после перенесённых ОРВИ, коклюша, менингита. Воздействие резкого громкого звука или же длительное воздействие сильного шума очень вредно для детского слуха и может стать причиной его снижения. Хочу напомнить, что чрезвычайно опасным для детского слуха (и зрения) является длительное нахождение ребёнка перед телевизором, увлечение компьютерными играми. Некоторые громко звучащие игрушки также могут оказаться опасными. "РК": - С.В., как влияет снижение слуха на развитие ребёнка? Будет ли слабослышащий ребёнок отставать в развитии от своих сверстников? - Несомненно, будет. Такой ребёнок развивается медленнее, так как он ограничен в средствах познания окружающего мира. У ребёнка возникают затруднения не только в овладении речью, проблема сказывается и на эмоциональном состоянии, влияет на поведение, общительность. К сожалению, родители отстающих в развитии детей могут даже не догадываться, что причина отставания—снижение слуха. "РК": - С.В., важно ведь не пропустить тугоухость, вовремя обратиться за помощью к специалистам. Что должно насторожить родителей? - Если малышу от 0 до 1 года, родителей должны насторожить такие моменты:
- Если ребёнок постарше:
"РК" - С.В., предположим, что родители заподозрили у ребёнка снижение слуха и, вопреки надеждам, оно подтвердилось. Что бы Вы рекомендовали этим родителям? Как нужно заниматься с такими малышами для развития их речи? - Я бы рекомендовала родителям:
Также необходимо выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику и делать логопедический массаж. Для развития речевого дыхания можно дуть в дудки, надувать щёки, шарики, мыльные пузыри, сдувать комочек ваты или кусочек салфетки со стола. Таким образом, будет увеличиваться сила и длительность выдоха, формироваться направленная воздушная струя. Артикуляционную гимнастику желательно сопровождать произнесением звуков и слогов. Например, открывать-закрывать рот, произнося "па-па-па", "ма-ма-ма", "ба-ба-ба", растягивать губы в улыбке со звуком "и__", делать движения кончиком языка вправо-влево с приоткрытым ртом и звуком, напоминающим "Л". Рекомендуются звонкие поцелуи, облизывание языком губ, намазанных чем-то сладким. И самое главное, что я хотела бы сказать родителям: не опускайте руки. Боритесь за своего ребёнка, и у вас всё будет хорошо! От себя хочу добавить, что результаты огромного труда некоторых родителей и их слабослышащих деток мы увидели недавно на новогоднем утреннике в интегративном клубе "Голубая пирамидка". Я, в костюме Деда Мороза, едва сдержала слёзы, когда Ваня -"Петрушка" читал стихи, а Влада -"восточная красавица" рассказывала сказку. Речь этих детей, конечно, отличается от речи детей с нормальным слухом, но она внятна, разборчива, способна выполнять свою основную функцию — коммуникативную. Можно представить, какими усилиями досталась эта речь, но она есть! Верьте в своих детей!
|
Авторская логопсихокоррекционная методика устранения заикания "Радость"