По многочисленным просьбам родителей выкладываю образец плана мероприятий по раннему развитию ребёнка с синдромом Дауна 8 месяцев. План был составлен индивидуально, для определённого ребёнка. Применять его ко всем детям такого возраста и с таким диагнозом может быть неэффективно и даже опасно, но почерпнуть для себя что-то нужное можно. Итак...
1. Физическое развитие, повышение мышечного тонуса.
- гигиеническая гимнастика и массаж;
- динамическая гимнастика и катание на мяче,валике, скейте;
- плавание;
- ванны с морской солью (температуру воды опускать на 1 град в неделю до 30-33град);
- сидим в летней коляске, держась руками перед собой. Ножки ниже колена (голени) опущены вниз под углом 90 град;
- упражнения на развитие вестибулярного аппарата (всевозможные покачивания, перекаты в покрывале, потешки в движении--на коленях мамы. Позже: лошадка-качалка, качели).
Утомлять физически!!!
2. Оборудование детской комнаты
- чёткий портрет улыбающегося человека в кровати или над ней. Портреты мамы, папы, сестры (брата);
- чёрно-белая полоска "зебра" в интерьере, чтобы ребёнку было доступно смотреть;
- геометрические фигуры вокруг ребёнка 4-х цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный). Цвета чёткие, не оттеночные. Такие цвета преобладают в игрушках "TOLO", "K"s kids";
- часы, картина, лампа,музыкальный центр - то, на что должно обращаться внимание ребёнка+ колокольчик, музыкальная карусель;
- зеркало (вдали от кровати или в коридоре). Подносим ребёнка. Кто это? Дашенька!
- музыка для ребёнка подбирается нежная, тихая, мелодичная. Обязательно: классика, этническая музыка, звучание народных музыкальных инструментов, колыбельные. Есть неплохие сборники авт. Железновых "Музыка с мамой", но это чуть позже. Сейчас мама обязательно должна петь сама.
- знакомство с живописью: картина на стене меняется приблизительно 1 раз в мес. Можно использовать большие перекидные календари. Смотрим на реакцию ребёнка, когда заметит новую картину.
- игрушки: качественные, безопасные, только основных цветов, критически отобранные, развивающие.
- хорошо, если есть в доме кто-то плавающий, чирикающий, лающий, т.к. основная задача: всеми силами привлекать внимание ребёнка к разным предметам окружения.
3. Развиваем сенсорику. Каждый признак сопровождаем словом (пополняем пассивный словарь).
- Зрение: наблюдаем предметы в детской комнате, называем цвет, геометрическую фигуру. Наблюдаем на улице машины, листики, трогаем их, смотрим птиц, животных. Называем чётко одним словом (формируем пассивный словарь)
- Слух: приятные звуки должны издавать многие предметы, игрушки в комнате. Полезно, чтобы звук ребёнок слышал то слева, то справа. Где звучит?Что? Разными крупами, макаронами наполняем маленькие пластиковые бутылочки (баночки) или контейнеры от киндер-сюрпризов. Даём погреметь. Хорошо, чтобы тара была одинаковой, а звуки разными. Запасаемся на будущее набором детских музыкальных инструментов. Если в доме есть пианино--чудесно!
- Обоняние: сделайте в кроватке подвеску с шариками или мешочками из ткани. Внутри них пусть будут ватные шарики или поролон с разными запахами (и приятными, и нет--чеснок, лук) Давайте это ребёнку, называйте запах, наблюдайте за реакцией.
- Вкус: приготовьте подкисленную, подсоленную, сладкую и горьковатую воду. Дайте попробовать по капельке, называйте вкус.
- Тактильные ощущения. Пошейте коврик из кусочков ткани разной фактуры, меха, фольги, полиэтилена. Такими же кусочками обтяните кубики, большие и маленькие, твёрдые и мягкие. Из мягкой ткани пошейте рукавицы. которыми будете гладить голенького малыша, делать лёгкий массажик. Также гладим голыша пёрышком, кусочком ваты, перекатываем по нему шишку (колючее). Аналогично знакомим с понятиями тёплый-холодный. мокрый-сухой. Разрешаем хватать мамины волосы (мокрые и сухие.) Делаем массажные дорожки: подушечки, наполненные гречкой, горохом, галькой, каштанами, синтепоном; деревянные диски-пенёчки, куски древесной коры, выложенные "плотом" или зашитые в ткань палочки, ровная гладкая поверхность. Держим ребёночка подмышки и "ходим" босыми ножками,приговаривая: твёрдо-мягко, колючее-гладкое и т.п. С теми же наполнителями делаем тряпичные мешочки (или детские носочки) и резиновые воздушные шарики. Даём ребёнку для ощупывания.
4. Витаминотерапия и стимуляторы.
5. Положительные эмоции и любовь.
|